52 подписчика
Дорогие друзья, сегодня в рубрике #родственные_шедевры мы поговорим о схожих портретах царицы Натальи Кирилловны (урожденная Нарышкина) – второй жены царя Алексея Михайловича, матери Петра Великого: «Портрет царицы Наталии Кирилловны» Михаила Чоглокова (?) (конец января – начало февраля 1694 (?), экспонирующемся в Русском музее (Михайловский дворец), и «Портрет Н.К. Нарышкиной» Петра Никитина (169(?)8) из собрания ТХМ.
Первые портреты — парсуны, объединявшие в себе черты портрета и иконы, появились на Руси в XVII в. На холстах или досках изображали царей, князей, бояр. Создавали парсуны мастера-иконописцы, поэтому картины так напоминают канонические изображения святых – они торжественны, орнаментальны, статичны.
Женский портрет в конце 17 века был редким явлением. Сначала единственно возможным поводом для появления портрета царевны было сватовство или свадьба, а портрета царицы – ее смерть. Такой «портрет в успении» помещали с светских хоромах для памяти потомкам.
Портрет, исполненный Михаилом Чоглоковым (?) – художником-иконописцем, написан после кончины царицы (она преставилась 25 января 1694 г. в возрасте 43 лет). Закончен портрет 9 февраля: «...писал я образ во успении государыни благоверной царицы и великой княгини Натальи Кирилловны на полотне персону живописным письмом...», – сказано в челобитной художника, обнаруженной знаменитым историком быта русских царей И.Е. Забелиным (1820-1908). Сегодня этот портрет считается одним из первых в ряду ранних светских женских изображений. Он распространился в многочисленных копиях.
Портрет царицы из собрания ТХМ исполнен иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля Петром Никитиным через 4 года, в 1698 году, согласно указанному оригиналу Чоглокова (?). Этот образ мало передает портретное сходство с матерью Петра I. Композиция портрета проста и канонична. Фигура, в отличие от лица, написана почти фронтально: она занимает почти всю плоскость холста и как будто «распластана» на темном нейтральном фоне. Как и в работе М. Чоглокова (?), Наталья Кирилловна изображена в «среднем возрасте», во вдовьем покрывале, со сложенными впереди руками.
Положение рук царицы кажется неестественным. В оригинальном изображении правая рука царицы лежит на подушечке, по цвету сочетающейся с платьем Натальи Кирилловны. Специалистами Русского музея было проведено технологическое исследование работы Михаила Чоглокова (?), в результате которого были обнаружены авторские переделки в живописи рук царицы. Выяснилось, что первоначально в руках вдовы царя Алексея Михайловича был платок.
Царицы и царевны держали в руках такой платок-ширинку – предмет гордости и демонстрации домашнего рукоделия (т.к. он был сшит самой владелицей) во время парадных выходов и на церковных службах. А еще платок на Руси был символом прощания и расставания: им махали вслед и утирали слезы. Возможно, и на картине М. Чоглокова (?) эта деталь была прощальным знаком. По какой-то причине мастер решил, что платок на данном полотне царице не нужен, и удалил его. А ее руки остались в прежнем положении. В результате многие повторения этой картины другими художниками, в том числе и Петром Никитиным, изображают Наталью Кирилловну без платка – просто со сложенными впереди руками.
🖼️На фото:
Портрет царицы Натальи Кирилловны (Конец января – начало февраля 1694 (?). Холст, масло.
Чоглоков М.И.(?).
Собрание ГРМ.
Портрет Н.К. Нарышкиной. 169(?)8. Холст, масло.
Никитин Петр. Собрание ТХМ.
#картины_сестры
#почти_точь_в_точь
2 минуты
11 июня 2024