15,4K подписчиков

[Ships] ЦВММ

Чем хороши музеи, так это тем, что они сохраняют память - память не только о знаменитых кораблях, событиях, подвигах и мужестве людей, но и память о необычных решениях и неоднозначных проектах, которые когда то оценивались иначе.
И на мой взгляд, данную сентенцию, очень хорошо иллюстрирует следующий экспонат Центрального Военно-морского музея им.Петра Великого (кстати, вчера, 9 июня - был его день рождения! Я имею ввиду Петра Алексеевича Романова).

И так встречаем - "гражданский вариант", или как бы, возможно, сказали бы в середине 90-х годов - "конверсионный" вариант "поповки" - императорская яхта "Ливадия". Модель создана в модельной мастерской Морского музея в 1880-е годы (М1:48).
Крайне странный корабль, который как написано на информационном стенде, оказался неудачным для использования в качестве императорской яхты на Черном море. Однако здесь не все так просто.
Вспомним, что необычная форма корабля была вызвана желанием обеспечить высокую остойчивость, комфорт и безопасность плавания, при этом главное внимание уделялось достижению достаточно высокой для того времени скорости - минимум 14 узлов. И ведь как не удивительно, но расчеты показали что это возможно!
Мало кто знает (помнит), но эта яхта строилась в Великобритании, на верфи расположенной в Ферроле (река Клайд, окраина Глазго), при тесном взаимодействии английских и русских кораблестроителей.
Корабль имел крайне оригинальный вид, что особенно проявилось при его постройке - по сути он считался "двухкорпусным судном". Собственно яхта (верхний корпус) представляла срезанное по ВЛ судно, установленное на понтон (нижний корпус), имевший в плане эллиптическую форму (71,63х46,63 м).
Необходимо подчеркнуть, что конструкция нижнего корпуса "Ливадии" была уникальна. Разработанная с учетом опыта строительства поповок, она обеспечивала невиданный, для того времени, уровень непотопляемости!
По сути - уникальное техническое решение! Что удивительно, "Ливадия" показала и уникальные скоростные характеристики.
26 сентября 1880 года на официальной шестичасовой пробе в присутствии комиссии Морского министерства под председательством вице-адмирала И.Ф.Лихачева яхта показала среднюю скорость 14,88 узла. А 27 сентября на мерной миле "Ливадия" показала наибольшую скорость 15,725 узла.
3 октября 1880 года начался перегон корабля, и здесь, как мне кажется, и была решена судьба этого судна. Его, с большой вероятностью, специально подставили "под штормовые условия", для которых оно не создавалось.
По свидетельству очевидцев, высота вол достигала 6-7 м, бортовая качка при этом не превышала 3,5 градусов на борт, а килевая - 9 градусов в размахе 5,5 - в нос и 3,5 - в корму. При этом винты ни разу не оголялись и что интересно, по рапорту командира: "На яхте ничего не падало. Сервировка стола и высокие канделябры оставались недвижимы как в штиль, ни суп в тарелках, ни вода в стаканах не ни разу не пролились". А что еще надо яхте?
Однако удары волн повредили "понтон", что потребовало захода в испанский Ферроль и ремонта.
Зачем это было сделано, для яхты, которая не предназначалась для океанских плаваний изначально? По воспоминаниям, было высочайшее пожелание "проверить яхту в шторм". Вот и проверили.
В дальнейшем эти повреждения привели к тому, что по приходу в апреле 1881 года на Черное море сначала поставили в ремонт, а затем оперативно сделали вывод о "слабости" конструкции подводной части со всеми вытекающими последствиями. И в апреле 1883 года - через два года после перехода из Англии - на Черном море "появился" пароход "Опыт", частично доживший до конца 30-х.

Не знаю как вы, уважаемые читатели, но я когда вспоминаю британские мониторы типа "Лорд Клайв", то на память сразу приходит русская яхта "Ливадия". А как вам такая аналогия?

Последнее фото - схема внешнего вида того самого монитора
158 просмотров