1232 подписчика
Темные паттерны в дизайне
Каждый дизайнер должен уметь оказывать влияние на поведение пользователя. Это влияние может быть мягким подталкиванием и помощью, а может быть уже конкретными манипуляциями. Сегодня поговорим о бессовестных уловках, а именно об использовании темных паттернов в дизайне.
Темные паттерны — хитрости и уловки, предназначенные для манипулирования поведением пользователей.
Вот несколько темных паттернов, которые вы наверняка встречали сами:
Скрытая реклама
Контент, который на самом деле представляет собой рекламу каких-либо товаров или услуг. Опубликовавший получает оплату или какую-либо другую выгоду, но при этом аудитория не ставится в известность о том, что это реклама.
Я так часто говорю про нейросети, что мне явно должен кто-то за это приплачивать 🤔
Сложности с выходом из сценария
Вы с легкостью оформляете подписку, но при попытке отказаться от ее продления будет масса сложностей и непоняток. Попробуйте отказаться от подписки Яндекс Плюса 😏 И нет, тут без скрытой рекламы.
Ложная срочность
Введение в заблуждение пользователя, чтобы он сделал покупку прямо сейчас, иначе условия изменятся. Например, так любят делать онлайн-школы - "скидка 40% на курс действует всего 2 дня!!!", а на самом деле эти скидки крутятся у них круглогодично. Или призывы от магазинов, что товар вот-вот закончится, поэтому надо успеть купить в эту же секунду.
Значения по умолчанию
В анкетах и разных формах проставляются те значения, которые выгодны бизнесу, но нежелательны для пользователя. Невнимательный человек может этого не заметить и не поменять значение на желаемое.
Скрытые расходы
Сначала вас привлекают заманчивым предложением, а потом оказывается, что есть масса условий "мелким шрифтом", а вроде бы отказываться уже поздно.
Навязывание чувства вины и игра на эмоциях
Этим любят пользоваться, если речь идет о детях, стариках или домашних любимцах, то есть о тех, за кого мы в ответе.
Есть еще такие уловки, как бесконечная прокрутка, просьба поделиться, вопросы с подвохом, псевдоактуальность, отвлечение внимания, автопродление без согласия, добавление ненужных товаров в корзину и т.д.
Некоторые темные паттерны просто вызывают раздражение у пользователей, а другие находятся на тонкой грани между законными действиями и нарушениями закона. В любом случае люди чувствуют себя обманутыми, что негативно влияет на их доверие к бренду. Если есть возможность уйти к конкурентам, обиженный пользователь уходит.
Однако есть и более мягкие техники для подталкивания пользователя к целевому действию, о которых поговорим дальше.
#длиннопост #темные_паттерны
2 минуты
17 июня 2024