Оплот царской власти на Севере, Пустозерск, в отличие от купеческой Мангазеи, не раз атаковался "воровской самоядью", как в документах называли разбойников из числа ненцев. На деле всё было сложнее: зачинщиками этих набегов выступали карачеи, как в русских документах назывались харючи - одно из двух исходных ненецких племён (второе - Вануйто), построившее даже собственной замок в виде гигантской землянки недалеко от Надыма.


Напасть эту русские вырастили сами: карачеи как самый влиятельный род быстро перехватили торговлю ямальских ненцев с чужаками, а как результат - первыми обзавелись огнестрельным оружием, подчинили себе другие племена, и видимо задумались о том, чтобы стать единоличными хозяевами тундры. Список набегов впечатляет: в 1644 году карачеи подошли к острогу и увели в плен не успевших скрыться за его стенами женщин и детей, в 1661 и 1663 - захватывали и разграбляли город, причём на второй раз спалив острог и убив воеводу; в 1668 разорили окрестные жиры и тони, в 1712 году отбили шедший из Мезени винный обоз (!), в 1713 и 1717 годах потрепали местные стада, угнав в совокупности 1000 оленей, в 1719 году ограбили судно на берегу реки Вельт опять же с грузом вина, в 1720 - всё встреченное на дороге до самой Мезени...

Последний набег на Пустозерск был в 1749 году - немногим раньше последнего набега крымских татар на южнорусские земли. Карачеев поддерживали и местные ненцы, кто-то мстя за произвол воевод, кто-то погнавшись за наживой, но как бы то ни было, карачеи уходили, а местных ненцев вылавливали да казнили, и напротив "староверческой голгофы" (ведь в Пустозерске был сожжён в срубе непокорный Аввакум) сложилась и "галгофа ненецкая" - Виселичный мыс:

На мысу в 1999 году поставили трёх идолов-сядеев, а у подножья их, как видите, лежат рога принесённых в жертву оленей. В ближайшей деревне Устье говорили про Виселичный мыс как про "древнее святилище", а они старожилы, и стало быть помнят, как ненцы приезжали сюда с жертвами и молитвами ещё до установки памятника.

Последний кадр - табличка на памятнике, официально называющемся Хэбидя-Тэн, то есть Святая Память. Единственное, как нам пояснили в музее, тысячу ненцев здесь казнить вряд ли могли - в 17-18 веках их всего было 2-3 тысячи человек, в набегах участвовали далеко не все, а из нападавших большая часть уходила восвояси, так что даже за сотню лет тысяча казнённых - перебор, и скорее "тыщу" из ненецкой песни стоит понимать как "множество". Ну а ненцы - народ в принципе непокорный, и с русскими в интересах стабильно не совпадающий - последнее их восстание, так называемая Мандалада, была в 1943 году, и даже сейчас мне приходилось слышать от оленеводов слова "нас угнетают"...
167 просмотров