Найти тему

Неочевидная брешь в договоре, которая может привести к финансовым потерям.

Сегодня разберёмся, как создателям онлайн-курсов избежать ситуаций, когда клиенты требуют возврат средств после прохождения обучения. К слову, такую возможность им даёт договор, который не совсем верно составлен самим автором курса и его командой.
Представим себе курс.
Эксперт разработал его с целой командой специалистов, загрузил на GetCourse (название просто для примера). Теперь каждый ученик получает годовой доступ к материалам сразу после покупки.
Есть теоретические и практические части, возможность задавать вопросы в чате. Включены и дополнительные ресурсы: CRM для практики и демонстрации результатов, платные программы для проверки контрагентов и другие инструменты, которые помогают детально изучить материал и начать зарабатывать.
Стоимость курса около 90 000 - 100 000 рублей за год.
Так что же тут не так? Казалось бы, всё достаточно стандартно, можно сказать, прозаично.
А теперь обращаем внимание на то, что доступ к курсу — год. Догадались, в чём дело? Что, если заказчик освоит материал за полгода? Или за месяц?
Многие эксперты считают, что доступ предоставлен, значит, услуга оказана. Но на деле даже после прохождения курса, клиент может запросить возврат средств. Почему? Всё дело в том, как устроены нормы права, в частности, статья 782 Гражданского кодекса. Она позволяет клиенту отказаться от договора возмездного оказания услуг, то есть вернуть деньги, на протяжении всего срока действия договора.
Конечно, не в полном объёме, согласно норме: «заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов».
Возвращаясь к примеру с годовым доступом, вот что это может означать: стоимость курса делим на 365 дней, вычитаем «использованный» период, а остальное придётся вернуть.
Как избежать этой ловушки? В договоре чётко указать условия и сроки возврата. В каждом случае нужно прописывать этот пункт индивидуально. Но если говорить о базовых рекомендациях, можно обозначить, что доступ к информации на определённый промежуток времени предоставляется платно (например на 2-3 месяца) а далее - на безвозмездной основе (ещё на 9-10 месяцев). Как бы разделив доступ на 2 части.
И, конечно, не забывайте прежде всего работать на качество и наполнение курса, чтобы за продукт просто не хотелось возвращать деньги и в глазах ученика ценность всегда была выше стоимости.
А вам приходилось сталкиваться с возвратами? Вы требовали возврат или возвращали деньги сами?
2 минуты