Найти тему
28 подписчиков

✨История на ночь


Проложить на месте идиллических кварталов Лос-Анджелеса десятиполосные шоссе и уничтожить трамвайную систему, которую любит весь город — всё ради того, чтобы горожане покупали больше автомобилей и торчали в пробках по дороге в дешевый пригородный мотель. Это очень понятный злодейский план — для мультяшного антагониста из фильма «Кто подставил кролика Роджера».

Но ведь в реальности такого не бывает? Бывает! —настаивают сторонники популярной теории заговора. Которая при ближайшем рассмотрении оказывается не очень-то и безумной. Собственно, сюжет «Кролика Роджера» вдохновлен реальной участью Лос-Анджелесского общественного транспорта.

Трамвай появился в Лос-Анджелесе еще в XIX веке, и к началу 1920-х городская трамвайная система — во что сейчас очень тяжело поверить — стала самой крупной в мире. Были, как их называли в городе, «красные вагоны» компании Pacific Electric. И «желтые вагоны» Los-Angeles Railway. Их было много, они были удобные, всем всё нравилось.

Кроме, разумеется, автомобильного бизнеса. Вообще-то говоря преимущества хорошего общественного транспорта в крупном городе были очевидны ещё тогда. Или, как говорит в упомянутом фильме главный злодей, «кто в здравом уме поедет по чудовищному восьмиполосному шоссе, когда можно за пять центов прокатиться на лучшем в мире трамвае?»

И вот на рынке американского общественного транспорта появился новая корпорация. Она называлась вполне невинно — National City Lines. Быстро выяснилось, что у новичков бесконечные деньги. С 1938 по 1950 год они скупили транспортные системы в 25 американских городах. Откуда деньги? На самом деле (как потом выяснил суд) за National City Lines стояла целая группа богатых инвесторов.

Например, автомобильный гигант General Motors. Производитель покрышек Firestone. Нефтяная компания Standard Oil. Производитель грузовиков Mack. Ну и так далее. То есть это были люди, чей бизнес строился на продаже автомобилей и всего, что было связано с автомобилями. Из общественного транспорта они признавали только чадящие дизельные автобусы собственного производства.

Интересно, что знаменитые «красные вагоны», в отличие от других транспортных систем, заговорщикам купить как раз не удалось. Но лоббисты делали свое дело, и Лос-Анджелес рос и строился как город машин, а не трамваев. Попутно потребителю объясняли, что трамвай для лохов, а американец без тачки — не американец, а чепуха. Потребитель и рад был послушаться. Так что 9 апреля 1961 года последний красный вагон вышел в свой последний рейс.

Интересно, что громкий скандал вокруг скупки и уничтожения общественного транспорта автомобильный компаниями разразился еще в 1949-м. Тогда суд даже оштрафовал General Motors и примкнувших за нарушение антимонопольного законодательства — на целых 5000 долларов.

2 минуты