14 подписчиков
Статья студента Ярославского музыкального училища им. Л.В. Собинова Ивана Рыжова!
«Литургия радости и печали»
Ярославский Губернаторский академический симфонический оркестр завершил свой 79-й сезон лирическим концертом, посвящённым двум великим творцам русского искусства – Михаилу Ивановичу Глинке и Александру Сергеевичу Пушкину. Эта программа стала не только окончанием сезона, но и вечером памяти двух выдающихся личностей, недавно трагически ушедших из жизни – концертмейстера и педагога Елены Лумми и любимой солистки Ярославской государственной филармонии Альбины Хрипковой (сопрано).
Концерт открыла увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, одно из самых ярких произведений русской музыки. Затем прозвучали арии из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» в исполнении Александра Суханова и солистов театра «Новая опера» им. Е. Колобова и Большого театра России Михаила Губского и Андрея Фетисова. Программа была дополнена фрагментами из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского, а также ариями из ранней одноактной драмы «Алеко» С.В. Рахманинова по произведениям А.С. Пушкина.
Идея посвятить концерт двум гениям, А.С. Пушкину и М.И. Глинке, принадлежала Альбине Хрипковой. Воля певицы была исполнена. Альбина мечтала спеть эти вокальные партии на сцене в тот вечер, но жизнь распорядилась иначе. Коллегам и близким она запомнилась глубоким человеком, стремящемся к совершенству и познанию всего нового. Главный дирижёр оркестра Мурад Атаевич Аннамамедов так отзывался о ней: «Альбина прошла путь от простой девочки до фундаментальной певицы, чей голос украшал многие залы… Такой она и останется навсегда в нашей памяти».
Во втором отделении Мурад Аннамамедов продирижировал Шестую «Патетическую» симфонию Петра Ильича Чайковского. Музыка глубокая и трагичная, отражает состояние души композитора в последние месяцы его жизни. В своё время замысел сочинения преодолел путь от оптимистической неоконченной симфонии «Жизнь» до небывалых масштабов вселенского музыкального полотна.
В основе первой части противостояние двух начал: гнетуще-мрачного и лирически-возвышенного, главной и побочной партий. Основной конфликт произведения разворачивается в разработке, открывающейся сокрушительным ударом подобно осознанию неотвратимой смерти, нарушающее безмятежность побочной партии и заполняющее собой все пространство. Оно разрезается волнами тревоги, одна сильнее другой. Как предвестник смерти, звучит цитата из церковного песнопения «Со святыми упокой», после чего будто разверзается бездна – апофеоз всей первой части.
Вальс, следующий за ней, отличается лирикой и изысканностью. Но несмотря на галантность и внешнюю красоту, в этой музыке слышатся отзвуки пережитой трагедии. Третья часть симфонического цикла всегда была концентрацией жизненных сил. Чайковский не изменил традициям, но немного переосмыслил их. В прямолинейности и устремленности этого зловещего марша проглядывается непреклонность течения жизни. По словам дирижёра, «оно как молот давит всё на своем пути».
В финале симфонии происходит напряжённая душевная борьба. Ближе к концу появляются интонации всех предыдущих частей симфонии, создается такое впечатление, будто вся жизнь пронеслась перед глазами. Постепенно музыка замирает.
Таким образом, симфония позволяет слушателю преодолеть и понять предназначение жизни и с помощью музыки ощутить на себе, какого это – умирать, чтобы после выйти из концертного зала преображенным, с новой силой чувствуя оптимизм и желание жить.
А этом концерте можно было проследить большое разнообразие настроений – от упоения и ликования «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки до безысходности и трагизма Шестой «Патетической» симфонии П.И. Чайковского.
3 минуты
5 июня