В данном случае я хотела бы отнестись к приоритетному направлению – укреплению социокультурной идентичности и уровня образования российского общества. Вот здесь, Владимир Владимирович, можно мягко действовать, когда есть новая инфраструктура, и она межуниверситетская.
И вот здесь одно из предложений – обязательно надо, чтобы педагоги там были. Потому что у нас педагоги и педвузы сейчас к другому ведомству, то есть разные ведомства. Поэтому внутри этих кампусов обязательно надо предусмотреть места для проживания студентов-педагогов и там же школы, работающие по модели «Сириуса», ассоциированные с «Сириусом», лидерского уровня, ведущие школы. Тогда создаётся такая социокультурная среда развития. При таком уровне приоритетов мы претендуем на то, чтобы и на родителей воздействовать. Это среда, которая развивается, а вместе с ней развиваются и те, кто учится в школе, в университетах, кто там работает. Поэтому, мне кажется, Дмитрий Анатольевич, там и жильё должно строиться, то есть это комплексное развитие в регионах.
Второе – зеркально. Я бы хотела предложить готовить кадры в странах активного присутствия и активного инвестирования российских компаний, то есть создавать сопряжённые механизмы – инвестирования технологий, инвестирования инфраструктуры и экспорт российского образования.
На сегодня мы работаем с ОАЭ – есть запросы; например, с Вьетнамом, «Вьетсовпетро», есть школы, мы помогаем. Мне кажется, что это зеркальное развитие инфраструктуры, которое точно так же будет и формировать, и удерживать кадры, работающие по нашим приоритетам и вместе с нами.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо.
Прошу Вас.
А.Алексеев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Алексеев Алексей Николаевич, АО «Научное и технологическое оборудование». Я всецело как член Совета поддерживаю разработанный перечень критических технологий. Но хочу ещё раз обратить внимание на правый столбец. Это сквозные технологии, которые появились. Их не было в предыдущих инкарнациях списков критических технологий, они выделены в отдельную категорию, они крайне важны.
Я бы хотел на примере пункта пять «Технологии отечественных средств производства и научного приборостроения» – я представляю малую технологическую компанию, которая занимается специальным технологическим оборудованием для микроэлектроники – сказать, насколько важна координация государственных мер поддержки для того, чтобы мы эффективно шли вперёд.
На примере оборудования, которое мы разрабатываем, я могу сказать, что это чрезвычайно сложное изделие, которое производится на стыке отраслей. Это и специальные конструкционные материалы, это и точная механика, это и прецизионная электроника, это и научное приборостроение, которое на самом деле очень часто интегрировано в технологическое оборудование в качестве контрольно-измерительного, выполняющего функции контроля технологического процесса.
На самом деле нет ни одной страны, которая целиком производит все компоненты этого оборудования. Но мы сейчас поставлены в такие условия, что должны двигаться в эту сторону, и, слава богу, в последнее время это движение получило системную поддержку от государства. Благодаря последовательным усилиям Минпромторга запущены проекты по разработке новых видов специального технологического оборудования. Министерством образования и науки запущена программа по научному приборостроению. РНФ в рамках направления микроэлектроники также проводит ряд проектов, связанных с оборудованием. Принято решение о направлении грантов Фонда содействия развитию малых форм предприятий также на комплектующие для специального технологического оборудования.
В Вашем выступлении было очень важное слово – это «координация». Здесь эта координация очень важна, потому что есть очень большой соблазн при разработке сложных видов оборудования посчитать, что какие-то компоненты – благо их нужно не так много – мы как-нибудь приобретём. Но на сегодня мы фактически отрезаны от рынка комплектующих. И не надо питать иллюзий, этот процесс будет продолжаться. Поэтому не должно быть «не очень важных» вещей на этом пути.
3 минуты
16 июня 2024