2,6K подписчиков

Каков базовый юридический минимум, который должен знать каждый артист? Часть I

Отрывок из книги «Музыка денег»

«На самом деле это очень серьезный вопрос, степень важности которого находится в прямой зависимости от количества денег, которые генерирует ваш проект.

Есть одно золотое правило мудрецов, гласящее: мысли формируют действия, действия формируют поступки, поступки формируют привычки, привычки формируют характер, характер формирует судьбу. И поэтому если вы ментально пренебрежительно относитесь к юридическому сопровождению, то получаете соответствующие привычки, которые со временем могут вылиться в большие проблемы, способные серьезно повлиять на вашу судьбу.

Я могу привести большое количество примеров, когда артисты и авторы на начальном этапе, невнимательно относясь к юридическому оформлению прав на свой музыкальный материал, навсегда лишались дохода от этих своих произведений.

Я знаю лично нескольких артистов, которые в 1990-е не глядя подписали бумаги, и уже на протяжении 30 лет не могут получить деньги, которые генерируются за счет их контента. Они подписали невыгодный для себя документ по разным причинам: кто-то находясь в заблуждении, в которое его ввел продюсер или компания, кто-то просто не разбираясь в юридических вопросах, кто-то, поверив обещаниям на словах, но итог один – они лишились прав на собственные произведения. И теперь на их деньги некоторые персонажи на музыкальном рынке очень неплохо себя чувствуют и живут.

Я это рассказываю, чтобы вы поняли, что юридические аспекты крайне важны.
Если вы идете путем музыкального предпринимателя, то чем дальше вы в этом развиваетесь, тем глубже погружаетесь в правовую сферу. И я вам советую, как минимум, изучить закон об авторских и смежных правах в России, документы, которые регулируют патентное право и товарные знаки. Это все будет крайне полезным на этапе серьезного развития вашего музыкального проекта.

Юридический минимум, который вам нужно знать. Первое, права, которые вы передаете.

Во-первых, всегда изучайте договоры, которые вы подписываете с любыми компаниями, с любыми продюсерами и так далее. На что обращать внимание в договорах, когда речь идет о передаче прав на вашу песню, на ваш альбом, на ваше музыкальное произведение?

Первый момент – это срок договора, то есть на какой срок вы передаете права. Настоятельно не рекомендую передавать права на срок более трех лет, если вам не выплачивается какая-то весомая денежная сумма в качестве аванса или в качестве рекламного бюджета. Если вы не видите в договоре конкретно прописанный срок, обязательно уточните, а лучше проконсультируйтесь с юристом. (Я, кстати, тоже оказываю платные консультации на предмет юридического сопровождения сделок в музыкальной сфере. Если помните, я по первому образованию юрист.) Зачастую, не увидев конкретного срока, артист задает вопрос, на что представители лейбла его успокаивают, мол, здесь хорошо, не парься, а меж тем в договоре может быть, например, использована фраза, что права передаются на весь срок действия документа, который, в свою очередь, срока не имеет. И фактически эти права вы передаете навсегда, и никогда не сможете отозвать это решение назад.»

 #музыкаденег