Найти тему
135 подписчиков

Когда я начала заниматься хосписами и паллиативной помощью, мне казалось, что это помощь неизлечимо больным людям, у которых осталось мало времени. Постепенно я поняла, что их близкие, возможно, еще больше нуждаются в поддержке и помощи, чем сами пациенты. То есть хосписы нужны и тем, кто болеет и умирает, и тем, кто остается жить после.


А вот когда в мою жизнь пришла тема ПНИ, то тут сразу стало очевидным, что сначала надо вылечить окружение, общество. Без этого система интернатов не изменится. Значит, не изменится и жизнь тех, кто внутри или может там оказаться. Деинституциализации не будет, если мы сами застрянем внутри казенных стен, подбирая правильные инвалидные кресла, ремонтируя ванные и развивая «кружки по интересам». ПНИ, в том виде, в котором они сейчас существуют, возможны только в нездоровом обществе – и значит, начинать надо с просвещения.

При этом мне самой это желание «просвещать» не нравится. От него веет какой-то надменностью. Словно бы я почему-то знаю и всем сейчас покажу, разъясню, что да как надо делать. Это фиговый посыл. И я не знаю, как правильно. Но я точно знаю, что так, как сейчас – стыдобень, немыслимый незабываемый позор. Кто увидел, тот уже не развидит. Короче, менять надо не моими глазами и не моими историями…

И вот тогда мы с Юрой Козыревым придумали и стали готовить «Самую закрытую выставку России». Юра без всякой «позиции сверху» вдруг сказал потрясающую вещь: «Это должно быть не ПРО них, а ДЛЯ них». То есть самая закрытая выставка должна быть не для просвещения общества, а для изменения жизни каждого человека, который станет участником нашего проекта. Не про них, а для них. И вот это – философия Юры. Он работает для конкретных людей. Юра – фотограф, которому после 20 лет фоторепортажей с разных войн по всему миру и еще пары лет, проведенных с нами в разных интернатах страны, каждый день звонят отверженные и забытые ПСУ. (Кстати, в любом интернате страны среди ПСУ есть ветераны военных конфликтов). И Юра всех помнит, терпеливо, даже сам не замечая своего терпения, слушает, честно прижав ухо к телефону. Он знает историю каждого, кого общество лишило индивидуальности, корней, будущего. «Самая закрытая выставка России» превратила всех невидимых ПСУ в 200 тысяч разных бесценных человеческих жизней. Это проект для них.

Юра, спасибо!
1 минута