Найти в Дзене
15,5 тыс подписчиков

Два дня на экзаменах. История. Причем первый вопрос по литературе и второй по истории. Я всегда говорил о необходимости соотносить программу по данным предметам во времени (сейчас это не так).

Можно, например, час вещать о кризисе пореформенного дворянства, а можно почитать гениальный «Вишневый сад». Или результат Манифеста о вольности дворянства и Жалованной ему грамоты: итог в виде упадка помещичьего хозяйства (то есть экономической базы даже не привилегированного – правящего – сословия) великолепно показан что в «Мертвых душах», что «Отцах и детях».
Но иной раз классики дезориентируют школьников (сами они, разумеется, не подозревали, что их, рассчитанные на взрослую аудиторию, причем своего времени, произведения, будут изучаться школах), как впрочем, и многие страницы собственно учебников по истории. И тут многие зависит от профессионализма учителя истории и его готовности читать научную литературу.
Собственно про дезориентацию. Соприкоснулся в эти дни на экзаменах. Первый пример. Тарас Бульба и тема патриотизма. Русского. Но это именно в представлении Гоголя. И учителя литературы должны это подчеркивать, в обязательном порядке.
В противном случае у учащихся возникнет диссонанс, когда они придут на урок истории. Ибо запорожское казачество в XVII веке ни сном ни духом не испытывало патриотизма к России. Ни на йоту. Даже малую.
В течение шести лет оно отчаянно и на первых порах успешно сражалось за шляхетские привилегии в составе родной для них Речи Посполитой и в первый год под покровительством ими любимого короля Владислава.
Еще бы, под предводительством едва не ставшего русским царем Владислава запорожцы сражались с русскими войсками в ходе Смоленской войны 1632 – 1634 годов, а еще раньше, в 1618-м, ходили с ним на Москву.
В 1648 Владислав умер, а позже расторг союз с запорожцами крымский хан. Поляки стали одолевать. И тогда перед казаками встал выбор между плохим для них и очень плохим: либо вхождение в состав России, либо Оттоманской Порты. Запорожцы выбрали первое.
Но Москва и Сечь по разному видели формат отношений. И поэтому после смерти Зиновия Хмельницкого казаки под предводительством гетмана Ивана Выговского попытались вернуться в Речь Посполитую. Но Москва не собиралась отпускать, ибо казаки попали именно под крепкую руку русского царя. А в 1775-м Екатерина II, приступив к вынужденному разделу Речи Посполитой, уничтожила Сечь.
Ну и «Война и мир». Согласно Толстому: Кутузов просто вот спал и видел как бы получше о солдатах позаботиться, а холодный и эгоистичный Наполеон рассматривал их только как фигуры на шахматной доске.
Нет, талантливый – хотя и не гениальный как Бонапарт – Кутузов по мере необходимости заботился. Но отцом солдатам он, мастер придворной интриги и царедворец, был только в представлении Толстого. И недаром ветераны, скажем Петр Вяземский, терпеть не могли «Войну и мир».
Рискну предположить, что Наполеон заботился о солдатах не меньше Кутузова. В реальности, а не на страницах толстенного и тяжеловесного по стилистке изложения романа.
Иллюстрация казаков МакБрайда
Если Вам понравился пост — и подписывайтесь на мой канал
Изображения из открытых источников
2 минуты