Найти в Дзене

Примеры не особо щепетильного отношения к чувствам верующих имели место и в годы царизма. В качестве примера можно привести историю захвата городскими властями территории, на которой издавна размещались церкви Леонтьевского прихода: церковь во имя святого Леонтия Ростовского (1635 г.) и храм Рождества Христова, построенный в 1688 году на средства купца Ивана Мякушкина. Произошло это в 1778 году после утверждения императрицей Екатериной II генерального плана новой регулярной застройки Ярославля.


В соответствии с этим планом, перспективный участок (сейчас здесь находится мэрия г. Ярославля), издревле имеющий культовую направленность, предполагалось перепрофилировать под решение более насущных задач, а именно - для размещения резиденции вице-губернатора.

Во исполнение высочайшего решения Леонтьевский приход в Земляном городе пришлось упразднить, а церковные здания разобрать. В дальнейшем из полученных таким образом стройматериалов с божией помощью воздвигли новый храм. Местом его новой дислокации стало только что учрежденное городское кладбище по дороге на Углич, а днем торжественного освящения - 23 мая 1791 года, день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского. В состав новой церкви вошли теплая трапезная с двумя боковыми помещениями для приделов, главный храм, алтарь и колокольня высотой 8 сажен.

Несмотря на то, что это уведет нас несколько в сторону, давайте все-таки уделим некоторое внимание человеку, который дал свое имя и «переехавшему» храму и раскинувшемуся вокруг него самому известному городскому кладбищу.
О Леонтии Ростовском в точности известно довольно мало. Но, несмотря на это, а может - именно поэтому, он относится к числу самых почитаемых русских святых.

Карьера Леонтия в качестве ростовского епископа началась в 60-х или 70-х годах XI века. Его предшественники на этом посту Феодор и Иларион потерпели полное фиаско в деле обращения местных жителей из славянских и финно-угорских племен в христианскую веру. Ростовские язычники чувствовали себя вполне комфортно в рамках своей собственной космогонии и были абсолютно не склонны ее менять на какую-то чужеземную, к тому же без видимых на то причин. Расписавшись в собственном бессилии, неудачливые проповедники ретировались, предоставив Леонтию прекрасную возможность продемонстрировать свой класс. Что он через некоторое время и сделал.

Он рассудил так. Поскольку с возрастом люди теряют способность к восприятию новых идей прогрессивного характера, следует взяться за их детей – влить, так сказать, «молодое вино в новые мехи». Он организовал в пригороде Ростова что-то вроде детского лагеря, где стал смущать своими проповедями неокрепшие детские души, для убедительности сопровождая лекции импровизированными обедами. В меню входили кутья из пшеницы, мед и другие популярные блюда. То ли речи были убедительными, то ли кутья сладкой, но мало-помалу молодежь стала отходить от своих языческих наклонностей, что естественно не могло пройти мимо внимания их дремучих родителей.

В один прекрасный день они, потеряв терпение, взялись за ножи, топоры и другое «дреколье» (а что бы вы сделали на их месте?) и с недвусмысленными намерениями направились прямо к логову смутьяна. Все могло бы закончиться самым печальным образом, если бы не самурайская твердость духа и олимпийское спокойствие ростовского святителя.
Облачившись на всякий случай в чистое, с каменным лицом и крестом в руках он не спеша выдвинулся на передовые позиции и стал хладнокровно поджидать гостей, лица которых были далеки от выражения дружеских чувств.
Такое нестандартное поведение в типовой ситуации привело собравшихся в некоторое замешательство, используя которое преподобный быстро перехватил инициативу. С чувством произнеся исполненное благодати слово божие, он внес в межкультурный конфликт окончательный перелом, после которого впору было открывать запись для желающих креститься.

По материалам книги А. Уткина "Опыты осмысленных перемещений в пространстве"
#ЛеонтьевскаяЦерковь#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
3 минуты