54 подписчика
🔥 СВАХА или кто родители СКАНДЫ 🔥
В «Ригведе» X, 14, 3 к богам обращаются с возгласом сваха, а к питарам (см.), умершим предкам, - с возгласом свадха. Параллелизм, как и отдельные в общем несущественные расхождения, между сваха и свадха продолжаются и на уровне персонифицированных образов: Сваха, как и Свадха, определяется как дочь Дакши и Прасути; и та и другая как-то связаны с Агни: Сваха жена Вахни, огня, или Абхимани (одна из ипостасей Агни), которому она родила троих сыновей огненной природы (Павака, Павамана, Шучи); Свадха же, по одной версии, дочь Агни; кроме того, она связана с питарами (в частности, она жена Кави или одного из подразделений питаров и мать части питаров).
Основной сюжет, связанный с Свахой, представлен в «Махабхарате» ІІІ, 213 и сл.: Сваха воспылала страстью к Агни, но не находила никаких путей к ее удовлетворению. Когда Агни удалился в лес, мучимый желанием к женам Семи Мудрецов (риши), Сваха решила принять образ этих жен и пойти к Агни и обмануть его. В образе Шивы, жены Ангираса, одного из Семи Мудрецов, она предстала перед Агни и добилась своей цели. Взяв его семя, Сваха обернулась птицей Гаруди, прилетела на высокую гору и бросила семя в золотой сосуд. Затем поочередно Сваха принимала образ жен других из Семи Мудрецов и шестикратно сочеталась с Агни (лишь образ Арундхати, особенно преданной своему мужу, она не смогла принять на себя), шестикратно бросая семя в сосуд. Через некоторое время родилось шестиголовое дитя Агни и Сваха по имени Сканда (Карттикея или по матери Свахея /Svāheya/), с которым связан особый цикл мифологических сюжетов. Впрочем, эта история Свахи и Агни более известна в том варианте, где вместо Агни выступает Шива, а вместо Свахи - Ума (ср., напр., версии «Матсья-Пураны» или поэмы Калидасы «Кумарачарита»).
Из других источников известно, что Сваха руководила жертвоприношениями, связанными с огнем; что ее тело состояло из четырех Вед, а ее члены понимались как шесть членений Вед (Анга); что она могла выступать и как жена Рудры-Пашупати. Образ Свахи в индийской мифологии представляет собой интересный пример создания мифологического персонажа и целого мифологического сюжета на основе ритуального словоупотребления, которое не только не было забыто, но, напротив, дало начало целому комплексу в пределах ритуального словаря.
👉 Топоров В. Н., Мифология: Статьи для мифологических энциклопедий. - М.: Языки славянской культуры, Т. 2 / Ред.-сост. А. Григорян, 2014.
2 минуты
28 мая 2024