Найти тему
75 подписчиков

⚠️ Введение недружественными странами ограничений на финансирование российских компаний привело к росту концентрации кредитного риска у крупнейших отечественных банков, пишут «Ведомости» со ссылкой на новый обзор финансовой стабильности ЦБ.


Что такое концентрация кредитного риска?
Это отношение задолженности пяти крупнейших компаний нефинансового сектора к капиталу банковского. Оно активно росло с IV квартала 2022 г. и достигло 56% на 1 апреля этого года. На 1 февраля 2022 г. показатель был на 20 п. п. меньше – 36%.

📉 Показатель отражает предельный гипотетический уровень потерь банковского сектора в случае, если все пять крупнейших компаний не смогут исполнить перед банками свои обязательства и их задолженность будет полностью списана.

Разбирает ситуацию управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов:

Реальных рисков для банков этот показатель не отражает в силу статуса объектов кредитного риска – системообразующих предприятий, которые будут спасать любой ценой, даже если их финансовое состояние и способность обслуживания долга сильно пошатнутся, для чего явных предпосылок в общем-то нет. Что в действительности транслирует показатель, так это дефицит источников фондирования для крупнейших корпораций.

📈 Невозможность трансграничного фондирования играет свою роль, но списывать все на это было бы неправильно, поскольку и в эпоху до экономических санкций объемы трансграничного фондирования были не столь значимы. Особенно если учитывать настоящих зарубежных инвесторов, а не структуры российских бенефициаров, зарегистрированные за рубежом.

По сути, корпорациям доступны два основных источника фондирования – банковское кредитование и выпуск публичных долговых инструментов – облигаций. Вот только основные держатели корпоративных облигаций – опять же банки, в том числе те же самые, которые кредитуют соответствующих эмитентов. Очевидно, что розничные инвесторы эту ситуацию не изменят, особенно учитывая недавние шоки долгового рынка, демотивирующие наращивать портфели, например, за счет перевода средств из банковских депозитов. Тем более, что по ним сейчас действуют и еще продолжительное время сохранятся привлекательные процентные ставки.

📰 Другие облигационеры, обеспечивающие фондирование корпораций на публичном долговом рынке, это институциональные субъекты рынка коллективных инвестиций – негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и их управляющие компании. За их счет фондирование корпораций диверсифицируется, но в определенных пределах. А самое главное, что при необходимости наращивания объемов финансирования корпораций оперативно удовлетворять этот спрос могут только банки, тогда как институциональные инвесторы довольно инертны, что обусловлено их статусом, инвестиционными политиками, законодательными ограничениями инвестиций, да и общими принципами работы публичного долгового рынка.

Соответственно, когда у корпораций растет потребность в финансировании, у банков в описанной парадигме растет риск концентрации. В свою очередь, рост потребности корпораций в финансировании обусловлен, с одной стороны, необходимостью рефинансирования долгов, сформированных в относительно благоприятные экономические периоды, с другой стороны, всеми текущими вызовами, как то: необходимость различных структурных перестроек, изменения цепочек поставок и сбыта, переориентации на другие внешние рынки, подстройки технологических процессов под имеющиеся ограничения и так далее.

#экспертиза
2 минуты