54 подписчика
Автор: копирайтер Мария Красильникова
✍️ Жизнь без юмора скучна
Да, это действительно так. И я бы ещё добавила – жизнь без юмора мрачна и замкнута.
Человек, который патологически серьёзен, никогда не смеется и отрицательно реагирует на шутки, наверное, не совсем здоров и психологически неустойчив.
Психолингвисты подтверждают, что юмор — это не просто способ развлечения, а средство коммуникации, способ выражения мыслей и чувств, которое делает нашу жизнь ярче и интереснее. Смех помогает нам справляться со стрессом, находить общий язык с другими людьми и смотреть на мир под другим углом.
Но так было не всегда. И юмор или смех несколько веков назад вовсе не считался чем-то официально признанным, хотя и носил при этом ту же психологически разгрузочную функцию. Ведь представители церкви отрицательно относилась к смеху как таковому, причисляя последний к одной из форм дьявольского искушения.
В связи с этим можно привести такие народные поговорки:
«Шутка в добро не введет», «Шути, да оглядывайся» и др.
Но народ не мог жить без шуток, так как именно смех помогал хоть как-то примиряться с окружающей простого человека бедностью и бытовой неустроенностью.
Люди высмеивали недостатки, пороки и ненормальности окружающей их действительности. Это мы можем видеть в народных частушках и особой любви к ним тех, кто всю жизнь проживает не в городе, а в деревне.
Эмор для древних русичей представлял из себя также форму саморазоблачения в смехе, и – несогласия с тем, каков есть ты, например, неудачник, пьяница, гуляка. И юмор был первой ступенью к тому, чтобы начать жить правильно.
Отсюда пошло выражение «валять дурака» и прикидываться непонимающим.
В свою очередь, так зародился жанр пародии, в котором культивировался антимир по отношению к официально признанному миру культуры.
Неорганизованный против организованного. Неблагополучный – против благополучного.
Например, автор «Калязинской челобитной» говорит о себе: «Из поля вышел, из леса выполз, из болота выбрел, а неведомо кто».
Тут можно привести еще одну народную поговорку: «Шутить над другим – любить шутку и над собой».
В русской демократической сатире XVII века это отразилось даже в появлении жанра церковной пародии, – например, «Служба кабаку» и др. и пародийных жанрах литературной письменности – например, «Азбука о голом и небогатом человеке» и др.
В XIX веке во всю мощь развивается жанр сатиры, целью которого также являлась борьба с пороками и несправедливостью в обществе. Только здесь уже смещается акцентировка с саморазоблачения на разоблачение власть имущих и их отношение к тем, над кем они поставлены или довлеют.
Одним из самых ярких примеров является комедия Н.В. Гоголя «Ревизор», где высмеиваются провинциальные чиновники, оказавшиеся плутами.
А вот и поговорка: «Шутил, да вышутил».
В XX веке жанр сатиры также пользовался успехом. И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, М. Булгаков и др. писатели-сатирики смешили людей в произведениях, выводя образы авантюристов, мещан, ученых, проводящих рискованные, необдуманные опыты и профессиональных мошенников и т. д.
Высмеивая таковых, авторы этих произведений пытались воздействовать на сознание читателей с точки зрения борьбы с этими пороками.
Но те, кто читал эту юмористическую литературу, получал также и положительные эмоции. Ведь смех этому способствует.
В связи с этим можно привести еще одну народную поговорку: «Шутя, мед пьют, а и в правду кандалы трут».
С юмором мы можем изменить любую ситуацию, даже самую неприятную, и посмотреть на неё с оптимизмом. Он даёт нам возможность отстраниться от проблем и увидеть в них что-то смешное. Это как волшебный фильтр, который превращает серые будни в пёструю палитру возможностей.
3 минуты
27 мая 2024