34 подписчика
Что не так с крушением вертолета президента Ирана.
Часть II
Западные эксперты, а вслед за ними и официальные лица утверждают: причиной инцидента стала техническая неисправность, обусловленная износом вертолета. Из-за введенных против исламской республики ограничений запретов на продажу авиационного оборудования и технологий, налет воздушного флота зачастую превышает предусмотренные нормы. Вероятно, разбившийся Bell 212 был закуплен Ираном еще до 1979 года и использовался более 40 лет: значительный, но все же не предельный срок эксплуатации для воздушного судна такого типа. «Борт номер один», вне всякого сомнения, поддерживался в образцовом состоянии и проходил всевозможные проверки.
Более того, как многократно доказано в докладах западных (!) аналитических центров, Ирану не составляет труда закупить американские и европейские комплектующие для ракетного вооружения и беспилотников в обход санкций – так что же мешало приобрести оборудование для американского вертолета, который поставлялся в десятки стран, в том числе на Ближний Восток?
Версия о том, что причиной инцидента стала техническая неисправность, тоже не выдерживает критики. По одному маршруту двигались три вертолета, но потерпел крушение только обслуживавшийся по высшему стандарту американский Bell 212 с президентом Ирана на борту. С этим что-то не так.
Ближневосточные политологи предлагают отойти от технических моментов и взглянуть на ситуацию с другой стороны: вероятно, на президента было организовано покушение. Он мог стать жертвой внутриполитической борьбы партий влияния в Иране (Раиси считался основным кандидатом в преемники верховного лидера исламской республики аятоллы Али Хаменеи) либо целью диверсии, организованной из-за рубежа (у Ирана достаточно врагов).
Следует отметить, что эта версия основывается лишь на домыслах и не подкрепляется никакими конкретными фактами. Кроме того, она не объясняет, что стало непосредственной причиной крушения. В то же время эксперты по авиации и пилоты не исключают, что вертолет Раиси мог подвергнуться внешнему воздействию. Даже с учетом выводов иранского генерального штаба об отсутствии огневого поражения, способов достаточно: заправка некачественным топливом, саботаж оборудования, который мог быть осуществлен непосредственно на борту либо дистанционно, и так далее.
Ряд вопросов все еще остается без ответа. Почему Раиси летел на встречу с президентом Азербайджана на российском Ми-171, а возвращаться обратно решил на Bell 212? Почему было нарушено правило, согласно которому высокопоставленные лица не должны были находиться на борту одной машины? Наконец, почему проблемы возникли только у президентского борта, хотя все вертолеты летели по одному маршруту?
Учитывая высокую заинтересованность властей Ирана в установлении истины, можно уверенно предполагать, что расследование проводится со всей тщательностью. Предварительные результаты показывают, что в Тегеране трезво оценивают ситуацию и держат под контролем как само расследование, так и его освещение в СМИ. Насколько окончательная версия для публики будет соответствовать действительности – вопрос, который требует отдельного обсуждения.
Подведем итог: по одному маршруту в одних и тех же условиях двигались три вертолета. Все машины были не новыми, но тщательно обслуживались, как и полагается транспорту первых лиц государства. Потерпел крушение только американский Bell 212 с президентом Ирана на борту. С этим что-то не так.
2 минуты
24 мая 2024