2471 подписчик
Если вы не платите за продукт, значит продукт - это вы
С чем у случайного человека ассоциируется фондовый рынок? Какие-то там мужики в костюмах, которые говорят на непонятном языке и делают деньги из воздуха?
Лет десять назад к этому примешивались максимально неудобные брокерские приложения. Поэтому торговля на фондовом рынке была уделом самых целеустремленных и финансово подкованных, и огромная аудитория хомяков оставалась не охвачена.
И вот в 2013 году в США запустили приложение Robinhood. Целью создателей было обеспечить доступ к финансовым рынкам всем, а не только богатым.
Вместо профессионального интерфейса создатели Robinhood ударили по неокрепшим умам молодой аудитории красочным и простым оформлением, а для раскрутки привлекли таких звезд как Джаред Лето и Снуп Дог.
Через три года после запуска Robinhood был самым популярным приложением для инвестиций в США (график в конце поста), а средний возраст их клиентов составил 31 год – одна из самых платежеспособных аудиторий, для которой Robinhood открыл дверь на финансовые рынки.
Однако киллер-фича Robinhood была не в UX/UI, а в отсутствие комиссии за сделки. Как так, спросите вы? Ведь именно на комиссиях и строится брокерский бизнес! За счет чего Robinhood живет и процветает?
Основной доход компании - не комиссии пользователей, а деньги маркет-мейкеров. Robinhood зарабатывает на продаже информации о сделках клиентов тем, кто эти сделки обрабатывает. Непонятно? Объясняю.
Допустим, вы хотите купить 1 акцию и подаете заявку в приложении Robinhood. В это время на рынке есть два предложения о продаже акции - за 99$ и 100$. В идеальном мире брокер выкинул бы эту заявку на биржу, и за нее боролись бы разные продавцы. Но Robinhood сделает так, что вы купите акцию чуть дороже, даже если акцию за $99 никто не купил.
Все потому, что Robinhood продает крупным участникам рынка право исполнить вашу заявку. И купив это право, маркет-мейкер продаст вам бумагу по своей цене - не за $99, а за $100.
Получается, что клиенты Robinhood не платят комиссию, но зато переплачивают за актив. Прямо как в исламском банкинге или при ипотеке с нулевой процентной ставкой.
Такая практика в брокерском бизнесе называется PFOF (payment for order flow) — оплата за поток заявок. И она генерит Robinhood 80% всех ее доходов, что в 4-15 раз больше, чем у конкурентов.
И секрет успеха в том, что клиенты Robinhood, как и многие пользователи Apple, готовы переплатить за функционал и удобство, не погружаясь в технические детали. Правда, на финансовых рынках так делать нельзя - беспечность будет очень сильно бить по карману.
Так, именно клиенты Robinhood чаще пользуются рискованными инструментами в сравнении с клиентами других брокеров, и до ковида на платформе даже не было образовательного контента, который объяснял бы риски отдельных инструментов.
Всё в совокупности приводит к тому, что большинство пользователей Robinhood - не инвесторы, а самые настоящие непрофессиональные спекулянты, чему создатели приложения очень рады.
P.S. Я знаю, что вначале вы подумали, что это рекламный пост. Но нет, подождите пока 🍷
2 минуты
4 июня 2024