56 подписчиков
Данная моноргамма, будучи семенным/порождающим слогом (тиб. snying po) мандалы Калачакры, представляет собой сущность всего учения Калачакры и является одним из самых известных символов Калачакры и буддизма ваджраяны в целом. Монограмма Калачакры состоит из семи отдельных, но объединенных вместе слогов, которые, по сути, являются стилизованной версией индийского каллиграфического шрифта ранджана, известного в Тибете под названием ланцза (см. ил. 1 на с. VIII).
Огромный интерес вызывает еще и тот факт, что существует сходство между рождением божеств мандалы, зачатием и развитием человеческого эмбриона. Ниже приводимые примеры подтверждают эти положения.
Белый лунный диск, содержащий тридцать два гласных звука, и находящийся снизу красный солнечный диск, содержащий восемьдесят согласных звуков, а также белый слог һūт, передвигаясь на слоге черного цвета hi, объединяются во дворце мандалы в центре лотоса, который символизирует материнское чрево. Из этого соединения возникает слог ham, а из него проявляется победоносное божество Калачакра. Из слога phrem проявляется ритуально-символический нож атрибут божественной супруги Калачакры, а из него сама Вишвамата, спутница Калачакры.
Зарождение центральной божественной пары напоминает рождение живого существа: лунный диск с гласными звуками соответствует белым отцовским каплям бодхичиттты, солнечный диск с согласными звуками красным материнским каплям бодхичитты, белый слог һūт соответствует сознанию «ясного света», а черный hi - ветру/энергии, который служит проводником сознания. Луна и другие элементы визуализации каждый символизируют вид глубинной мудрости, одного из изначальных дхьяни будд и одну из скандх йога. Этим еще раз подтверждается тантрическая концепция о семени Будды, которая латентно пребывает в каждом живом существе.
👉 А. Г. Мехакян, Символизм десяти воплощений Вишну в «Калачакра-тантре» (Космогония «Калачакра - тантры» и эмбриология (фонохроматизм калачакры)), Индия - Тибет: текст и интертекст в культуре, «Рериховские чтения» в институте востоковедения РАН 2012 – 2015, Москва, «Языки славянской культуры», 2017
1 минута
21 мая 2024