2488 подписчиков
Два брата, которых рассорил семейный бизнес
Конец Первой мировой войны. Германия повержена - в стране разруха, безработица и гиперинфляция. На что жить? Братья Дасслеры решают открыть свое дело – обувную мастерскую.
Тем более, что после войны многим ветеранам нужна ортопедическая обувь. Дело идет хорошо - скоро в день производят по 50 пар. Через пару лет бизнес из мастерской перерастает в фабрику.
Для эффективной работы Адольф и Рудольф делят свои обязанности: первый занимается проектированием обуви, а второй – продвижением продукции. И оба они думают, за счет чего можно расширить ассортимент.
Еще до войны Адольф активно занимался спортом, и он понимал, что в беговых видах спорта есть огромный дефицит удобной и подходящей обуви. И вот, в 1925 году братья начинают производить кожаные кроссовки с шипами. Вроде бы логично - благодаря шипам подошва лучше сцеплялась с землей, и скорость бега была выше, но почему-то никто это ранее не реализовал.
Уже через три года в бутсах от Дасслеров на Олимпийских играх в Амстердаме спортсменка Каролина Радке принесет Германии первую золотую медаль по легкой атлетике. А на Олимпиаде 1936 в Берлине американский легкоатлет Джесси Оуэнс выиграет все четыре золотые медали. И опять в обуви Дасслеров.
О чудо-обуви узнали во всем мире, бизнес начал взлетать, но тут началась Вторая Мировая война. Рудольф ушел на фронт, а вот Адольф остался управлять компанией.
Рудольф считал, что брат не сможет управлять бизнесом без него, и хотел, чтобы его жена выполняла функции его заместителя. Затем внутри семей были взаимные обвинения в шпионаже, работе на американцев и нацистов одновременно. В общем, можно целый сериал снимать о том, что происходило внутри семьи Дасслеров во время Второй мировой.
К концу войны отношения между братьям испортились до такой степени, что они решили разделить бизнес и основать собственные обувные компании. Так в 1948 году появляются Puma во главе с Рудольфом и Adidas под управлением Адольфа Дасслера.
Компании соревновались не только на рынке, но и в спонсировании спортивных команд. Например, в 1960-х годах Adidas и Puma соперничали за контракт сборной Германии по футболу (спойлер - были выбраны "три полоски").
Но пока эти двое усердно работали, конкурируя друг с другом, они не обращали внимания на другую обувную компанию – Nike, которая незаметно завоевывала долю рынка.
Сегодня Nike – король бизнеса спортивной обуви. Объем его продаж в 2017 году составил $28 млрд по сравнению с $12,8 млрд у Adidas и $3,5 млрд у Puma.
Легендарная вражда между двумя братьями длилась до могилы. Перед смертью оба брата потребовали, чтобы их похоронили как можно дальше друг от друга. Так и получилось - их похоронили на противоположных концах кладбища родного города в Баварии.
Кто знает, что было бы, если б братья работали вместе: устояли бы перед главным конкурентом, Nike, или вообще монополизировали весь рынок спортивной обуви. Кажется, это тот случай, когда мир приобрел гораздо меньше, чем потеряли Рудольф и Адольф из-за своей гордыни.
#история
2 минуты
21 мая 2024