Найти в Дзене

Суд чести


Суд чести – это очень любопытный судебный орган, на который скидывали всю административку. Ну, вроде как военным трибуналом судить рановато, ничего критично страшного человек еще не совершил, но ведет он себя так плохо, что приструнить его надо. Поэтому его дело передавалось на рассмотрение товарищеского суда или по-другому суда чести. Эти суды были отдельно для рядового состава, отдельно для офицерского и создавались по давнему английскому правилу: офицера может судить только другой офицер. Ибо дворянство и все прочее. О дворянстве позабыли, а правила плавно перекочевали в рабоче-крестьянскую армию.

Суд чести состоял из председателя суда, его заместителя и трех членов. Плюс были еще 2 запасных члена суда, ну мало ли кто заболеет. Все они выбирались тайным голосованием. Прям по-взрослому. И дела разбирали тоже по-взрослому, потому что наличие в части какого-нибудь запойно-пьющего долбака влияло на репутацию всей части.

Выписки из резолюций судов чести встречаются в приказах командира воинской части, который эти резолюции утверждает. Это кладезь бытовой информации.

Приведу два приказа, которые мне встретились и хорошо иллюстрируют как приговоры таких судов, так и преступления, за которые можно было подвергнуться опале:

«Приговор
По материалам расследования и на суде чести установлено:
1. Ст.лейтенант инт.службы Зябликов С.С. 1.1.1944 г. в 20:00 явился в столовую №4 постоянного офицерского состава в пьяном виде, где вел себя нетактично и вызывающе по отношению к парторгу управления курсов ст. лейтенанту Сесорову, требуя «подайте пива, пускай парторг записывает, что я пьянствую», - взяв после этого кружку пива, держа ее перед парторгом, в оскорбительном тоне требовал «Парторг, запиши, что я пью пиво, а то тебе делать все-равно нечего, сидишь вместо балласта». Наряду с этим Зябликов допускал ругань и нетактичные выражения о своем служебном положении в присутствии большого количества офицерского состава и вольнонаемных рабочих столовой.
2. Ст. лейтенант интендантской службы Зябликов и ранее допускал неоднократные выписки, появлялся в пьяном виде в общественных местах, с нарушением норм поведения, чем дискредитировал высокое звание и честь мундира советского офицера.
В заключительном слове Зябликов виновным себя признал, все предъявленные ему обвинения не отрицает, но заявляет, что действия и разговоры, допущенные им не помнит, и они совершены в совершенно невменяемом состоянии и дал обязательство исправить свое поведение.
Приговор: Отсрочка присвоения звания».
Или вот:

«29.1.1944 г. майор Галузов пытался совершить самовольную отлучку, где был задержан комендантом курсов «Выстрел», причем последнему нанесено оскорбление.
В этот же день, после отбоя, майор Галузов совершил самовольную отлучку, продолжительностью 4 часа.
31.1.1944 г. майор Галузов снова повторяет самовольную отлучку. Несколько дней до всего этого, майор Галузов опоздал из отпуска на 14 часов. Своим поведением на курсах «Выстрел», показал себя, как крайне недисциплинированный офицер, разлагает дисциплину в своем отделении, симулирует, избегает занятий, систематически пьянствует, нетактично ведет себя в офицерской среде курса.
8.2.1944 г. за совершение самовольной отлучки был арестован начальником курса, в этот же день совершил побег из-под ареста. Нанес в пьяном виде старшине 1 курса полковнику т.Батову оскорбление действием. Майор Галузов, как офицер разложился и не поддается исправлению, несмотря на ряд предупреждения Начальника 1 курса и командования «Выстрел».
Будучи в резервном полку офицерского состава, допустил ряд антипартийных поступков, имел ряд самовольных отлучек, систематически занимался пьянством и бытовым разложением (многоженством).
На основании вышеизложенного ходатайствуем о снижении в звании до старшего лейтенанта
»

Решение суда чести или товарищеского суда носило рекомендательный характер, утверждалось командованием или вышестоящими судебными органами. Но чаще всего они лишь подтверждали приговор.
#библиотекапоиска
3 минуты