574,7 тыс подписчиков
Сразу после известия о смерти Ленина в комиссию по организации похорон начали приходить письма и телеграммы из народа с просьбами продлить время прощания с вождем. По словам Кирилла Андерсона, долгое время возглавлявшего бывший архив ЦПА ИМЛ, такие письма действительно были и шли «снизу». Андерсон приводит текст одного из таких посланий: «Священное тело дорогого всем нам Ильича не предавать земле, а сделать по возможности нетленным и физически видимым. Не убирайте от нас благостный прах Ильича, не закрывайте его землей».
Во многих мемуарах и ряде работ, посвященных ситуации с похоронами Ленина, главенствующая роль в продвижении идеи бальзамирования отводится Сталину. Так, например, цитируются мемуары Троцкого о заседании Политбюро, где он рассуждает о предложении Сталина похоронить вождя «по-русски»: «По-русски, по канонам Русской Православной церкви угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина». Однако в официальной документации Сталин не фигурирует. Он даже не был членом комиссии по организации похорон.
Многие были против создания таких «советских мощей». Надежда Крупская 30 января в газете «Правда» высказывалась явно: «Не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим». Климент Ворошилов также был настроен против, заявляя, что «крестьяне это поймут по-своему: они, мол, наших богов разрушили, разбивали мощи, а свои мощи создали».
Однако победу одержали сторонники бальзамирования. Оно было начато через несколько месяцев после смерти Ленина.
1 минута
17 мая