Найти тему
40 подписчиков

20 ДНЕЙ МИРА И ПЯТЬ ЛЕТ ВОЙНЫ

"Люди думают, что если они назовут преступление убийства «войною», то убийство перестанет быть убийством, преступлением, - сказал когда -то писатель Лев Толстой. 16 мая 2017 года Всемирная организация ООН утвердила "анти́военный праздник День мирного сосуществования, призывая людей задуматься о подлинном значении слова "гуманизм". В нашем же "вечернем киносеансе фильм Алексея Германа "20 дней без войны".
Конец 1942 года. Известный фронтовой журналист Лопатин приезжает в Ташкент в 20-дневный отпуск. Ему, оглушенному и ослепленному огнем, мирная жизнь кажется странной и непривычной: размокшие саманные домики, снег с грязью, хлебные карточки, зажатые в кулаке, сводки от Советского Информбюро, убогий быт, похоронки и … театры, которые продолжали работу в тылу. За 20 дней отпуска без войны Лопатин (Юрий Никулин) успевает побывать на Ташкентской киностудии, где снимается фильм по его военным очеркам, встретить новый 1943 год в мирной компании и пережить яркую любовь.
Контраст военной и мирной жизни Алексей Герман неплохо передал через быт мирного Ташкента в годы ВОВ, через сменяющие один за другим небольшие эпизоды. Вот поезд проносится мимо пустынь и верблюжьих караванов, рассказ фронтовика об изменившей жене и просьба к Лопатину "написать" ей, что он её простил. Суетливые и шумные коммуналки, киностудия, где снимаются фильмы о войне с выразительным казачьим танцем и, наконец косюмерша Нина, с которой знакомится Лопатин после выяснения отношений с женой, у которой уже другой муж. Атмосфера войны передана режиссёром неплохо: нет явного осуждения войне, как нет и восхваления подвигов (чем знамениты послевоенные фильмы). Показано, как меняется человек на примере журналиста-фронтовика. Несладко ему отдавать жене вещи погибшего однополчанина, отвечать на вопросы наивной школьницы о том, что боец чувствует, когда убивает и что такое "решимость умереть". Ответы героя Никулина можно назвать эпиграфом всего фильма и данной статьи; "Решимость умереть - это из области фантастики! Каждый человек хочет и стремится жить!" "До́ себя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага".
Немного о самих съёмках. Автору стоило большого труда утвердить на роль "циркового клоуна" Никулина, но сам Симонов и Никулина и свой сценарий отстоял. Поначалу, правда, его хотели "за антисоветизм" запретить, но всё же выпустили "в прокат", как фильм 3-ей категории.
Никулину тяжело давалась роль: вначале он, "вживаясь в роль" похудел, потом начал набирать вес. Эпизод с лётчиком, бойко повествующем о "воздушных дуэлях" в поезде отнял у съёмочной группы весь день. Гурченко, у которой недавно умер отец также непросто входила в роль, но с Никулиным общий язык нашла. А в эпизоде, когда Лопатин берёт Нину на руки и относит на кровать, она произносит: "Какие у вас крепкие руки!" Никулин ей в ответ шепнул: "А, если бы знали какие у меня ноги!"... Смеющююся Гурченко было не удержать. Когда о шутке узнали, то смеялась вся съёмочная группа.
Режиссёра Германа актёры буквально "ненавидели" за то, что заставил их путешествовать по среднеазиатской ветке в "выстуженном" эшелоне 43 года, где почти не было воды и был ужасающий туалет. Но потом его благодарили, ведь получилось очень достоверно сыграть.
Другой сильный эпизод сыграла Лия Ахеджакова. Ее немного нелепая героиня спрашивала "опытного в её глазах фронтовика Лопатина, зачем муж, перед возвращением на фронт, отдал часы (значит он не вернётся?). Героиню, вызывающую и смех, и слезы, критики считают одной из лучших работ актрисы.
В целом, фильм заставляет задуматься о о том, насколько нелепо выгляде
ит повседневная мирная жизнь на фоне войны и наоборот.
...Возвращаясь, Лопатин опять попадает "в бомбёжку", с которой и начинается фильм и на которой едва не контузило лейтенанта-новобранца, приехавшего на фронт. Эти "военные дороги" участникам киноленты, переживших "переломную битву за Сталинград, ещё предстоит пройти, ведь ещё только 1943-й год.
3 минуты