Найти тему
8729 подписчиков

Мы посмотрели «Химеру» – артефакт, магию которого не выразить словами; но мы всё же попробуем


Кто смотрел «Чудеса» и «Счастливого Лазаря», тот приблизительно понимает, что Аличе Рорвахер представляет новую волну итальянского кино постольку поскольку: в отличие от идеологически прогрессивных Гуаданьино и Соррентино, она не модернизирует чужой почерк (сравните «Великую красоту» и «Сладкую жизнь»), а снимает так, будто эпоха великого европейского кинематографа никуда и не уходила; и все три её полнометражные ленты можно назвать сном синефила о том, как он мог бы вместе с Пазолини и молодыми братьями Тавиани реформировать мировой киноязык.

Если в её сюжетах и присутствует нарочитость – то лишь в позиции автора, открыто не вписывающегося в «здесь и сейчас».

Сниженный темп повествования, натура, по возможности удалённая от городов-муравейников, картинка, из которой аккуратно вымарывается любой намёк на цифровое, предельно естественная игра (часто непрофессиональных) актёров – со стороны Рорвахер выглядит не менее странно, чем её главный герой Артур, замкнутый и отощавший археолог, отсидевший за кражу и волею судеб угодивший обратно в сомнительную компанию, расхищающую могилы этрусков; те используют артуров сверхъестественный дар для личного обогащения – он же ищет под землёй умершую возлюбленную.

Артур, как и Лазарь из предыдущего фильма, как бы замирает вне времени и развивает ключевой для творчества итальянки мотив – вечных поисков, томления духа, давление современности на ушедшее. Когда свет касается рисунков с чужого захоронения, они выцветают; когда Артур обнаруживает очередную могилу – его разбивает конвульсия, на мгновение превращая в гальванизирующего покойника; когда же на великолепный образец античного искусства, только было извлечённый из недр земли, падает придирчивый взгляд оценщика антиквариата – его бессмертие тотчас развеивается.

Нельзя любить сильнее того, чем не обладаешь; невозможно не восхищаться абстракцией, отказывающейся принять доступную для разума форму. Режиссёр, как и её герой, отлично понимает, что в видимой красоте всегда можно разглядеть её бренность – а заставить выйти человека за грань того видимого способно лишь наваждение, морок, завладевающая сознанием химера.

К счастью для всех нас, именно Рорвахер обладает редким умением спроецировать свою на экран.

#Новинки
Мы посмотрели «Химеру» – артефакт, магию которого не выразить словами; но мы всё же попробуем  Кто смотрел «Чудеса» и «Счастливого Лазаря», тот приблизительно понимает, что Аличе Рорвахер представляет
1 минута