13 подписчиков
Про кротость.
Кротость возможна только из состояния силы. Когда сила есть, но человек способен ее укротить, ограничить по своей воле. Слабый человек кротким быть не может, потому что у него просто нет силы, которую он мог бы сдержать, проявив тем самым кротость. И сила эта, как ни странно – все тот же гнев.
Под гневом часто подразумевают состояние аффекта, неконтролируемой агрессии. Сразу же представляется такой разъяренный пьяный мужик с дубиной, который бежит по деревне и кричит: «Эгегей, сейчас всех покрошу!». А между тем любая страсть — лишь искажение какого-то нормального, полезного в основе свойства. И здоровый гнев тоже присущ нашей природе, вложен в нее Господом.
Только проявляет он себя совсем не так, как мы привыкли об этом думать. Природный здоровый гнев выражается в том, что позволяет человеку спокойно, даже с улыбкой, но – твердо и уверенно сказать «нет» там, где это необходимо.
Изначально гнев — это энергия, позволяющая нам защищать свои границы, сила, которая придает уверенность в том, что мы делаем. С этой уверенностью можно спокойно идти на врага, защищать ближнего и себя, если сочтем это нужным. Гнев – основа мужественности, решимости. И без этой силы быть кротким невозможно.
В святоотеческом наследии мы находим прямое подтверждение этой мысли. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Кроткие же — это не те, которые совершенно не гневаются, ибо таковые лишены разума, а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно». В аскетической литературе много сказано о том, как этот гнев направляется на злых духов, которые искушают человека, на само искушение, на грех, к которому помыслы человека подбивают. А вот полное отсутствие гнева, по слову Блаженного Феофилакта, является признаком неразумия. Сегодня таких людей, безропотно позволяющих делать с собой и с другими все, что угодно, называют «терпилами». Но совсем не так видели кротость святые отцы.
Вот что говорит Иоанн Златоуст: «...кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность»
На мой взгляд, и с духовной, и с психологической точки зрения кротость невозможна без присвоения этой силы природного гнева.
Дело в том, что гнев может быть подавлен у ребенка еще в детстве, когда любое его проявление рассматривается эмоционально-незрелыми родителями как безусловное зло. И, вместо того, чтобы учить ребенка правильно обращаться со своими чувствами, они просто наказывают его за любое проявление недовольства. Так, человек привыкает к единственному способу обращения со своим гневом – к его подавлению. Но ведь подавленное чувство никуда не девается. Оно продолжает искать себе выход. И в конце концов находит его, зачастую, в самой неподходящей ситуации.
Отвергая свой гнев, человек теряет с ним контакт, а значит – не может его контролировать. Такой отвергнутый гнев ведет себя, словно беспризорник, выброшенный на улицу: становится неуправляемым и даже опасным. А в психотерапии мы с помощью определенных методов помогаем человеку вернуть себе эту природную силу гнева. И когда это происходит, ситуация радикально меняется: уже не бесконтрольный гнев владеет человеком, а сам человек владеет своим гневом, решая – где его применить, а где – сдержать. Это и есть психологическая основа кротости.
✏️ Александр Ткаченко
2 минуты
14 мая 2024