Найти тему
13 подписчиков

Про кротость.


Кротость возможна только из состояния силы. Когда сила есть, но человек способен ее укротить, ограничить по своей воле. Слабый человек кротким быть не может, потому что у него просто нет силы, которую он мог бы сдержать, проявив тем самым кротость. И сила эта, как ни странно – все тот же гнев.

Под гневом часто подразумевают состояние аффекта, неконтролируемой агрессии. Сразу же представляется такой разъяренный пьяный мужик с дубиной, который бежит по деревне и кричит: «Эгегей, сейчас всех покрошу!». А между тем любая страсть — лишь искажение какого-то нормального, полезного в основе свойства. И здоровый гнев тоже присущ нашей природе, вложен в нее Господом.

Только проявляет он себя совсем не так, как мы привыкли об этом думать. Природный здоровый гнев выражается в том, что позволяет человеку спокойно, даже с улыбкой, но – твердо и уверенно сказать «нет» там, где это необходимо.

Изначально гнев — это энергия, позволяющая нам защищать свои границы, сила, которая придает уверенность в том, что мы делаем. С этой уверенностью можно спокойно идти на врага, защищать ближнего и себя, если сочтем это нужным. Гнев – основа мужественности, решимости. И без этой силы быть кротким невозможно.

В святоотеческом наследии мы находим прямое подтверждение этой мысли. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Кроткие же — это не те, которые совершенно не гневаются, ибо таковые лишены разума, а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно». В аскетической литературе много сказано о том, как этот гнев направляется на злых духов, которые искушают человека, на само искушение, на грех, к которому помыслы человека подбивают. А вот полное отсутствие гнева, по слову Блаженного Феофилакта, является признаком неразумия. Сегодня таких людей, безропотно позволяющих делать с собой и с другими все, что угодно, называют «терпилами». Но совсем не так видели кротость святые отцы.

Вот что говорит Иоанн Златоуст: «...кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность»

На мой взгляд, и с духовной, и с психологической точки зрения кротость невозможна без присвоения этой силы природного гнева.

Дело в том, что гнев может быть подавлен у ребенка еще в детстве, когда любое его проявление рассматривается эмоционально-незрелыми родителями как безусловное зло. И, вместо того, чтобы учить ребенка правильно обращаться со своими чувствами, они просто наказывают его за любое проявление недовольства. Так, человек привыкает к единственному способу обращения со своим гневом – к его подавлению. Но ведь подавленное чувство никуда не девается. Оно продолжает искать себе выход. И в конце концов находит его, зачастую, в самой неподходящей ситуации.

Отвергая свой гнев, человек теряет с ним контакт, а значит – не может его контролировать. Такой отвергнутый гнев ведет себя, словно беспризорник, выброшенный на улицу: становится неуправляемым и даже опасным. А в психотерапии мы с помощью определенных методов помогаем человеку вернуть себе эту природную силу гнева. И когда это происходит, ситуация радикально меняется: уже не бесконтрольный гнев владеет человеком, а сам человек владеет своим гневом, решая – где его применить, а где – сдержать. Это и есть психологическая основа кротости.

✏️ Александр Ткаченко
2 минуты