Найти тему

Сейчас - самая середина вступительных экзаменов в физико-математические школы города. Некоторые физматы уже опубликовали списки новых 8,9,10 классов, в других еще идут вступительные экзамены. В каких-то школах уже набраны будущие 5-е специализированные классы с уклоном в математику, в городские лицеи - 239, 30 и др. - экзамены для будущих пятиклассников еще впереди.

Конкурс в 239 лицей в 5-й класс в последние годы достигает 20 человек на место. В 30 ГФМЛ тоже - около 15 человек на место. Здесь нереально высокий отсев. Однако будут ребята, которые смогут выбирать между физматами, будут и те, кто "получит приглашение лишь в один физмат" и те, "кто не поступит в школу мечты, но пройдет в далекие школы", будут и те, кто не пройдет никуда, но опускать руки не стоит. Если не прошли - значит не нужно! Значит потом будет что-то другое - еще лучше!

Что можно сказать, как правильно выбрать школу, стоит ли менять свою "дворовую гимназию на сильный далекий физмат"?
У физматов есть особенность. Дети, которые побеждают в огромном конкурсе - 10,15,20 человек на место, приходят в класс, "где все такие". И там начинается "расслоение". В некоторых школах делят на "сильных" и "слабых". В другие на "медленных" и "быстрых". В других могут и не делить, но "рейтинг вести".
Если для человека в 14-15 лет деление "по критерию силы или быстроты" уже психологически посильно, то для ребенка в 10-12 лет - непредсказуемо. Дети, которые в 4-м классе смогли победить в огромном конкурсе, "записываются учителями в слабые или в медленные" и начинают угасать. И эти дети видят, что в класс "берутся новенькие, которые не смогли победить в конкурсе в 4-м классе, и "назначаются сильными". Тогда первые, которые прошли огромный конкурс, теряют интерес к любимому предмету - математике, они могут вообще отказываться от занятий, не признавая, что в классе их называют "слабыми".

Поэтому нужно очень аккуратно подходить к выбору физмата в 5-м классе: может быть как прогресс от перехода в ультра-специализированную школу в 10-11 лет, так и регресс. И во втором случае "подождать до 8-9 класса" может быть полезнее и эффективнее, нежели "бросаться в далекую школу, куда прошел".

Спустив набор "до 5-го класса", некоторые физматы не подумали о том, что дети в 10,12,13 лет не готовы к такому психологическому давлению, которое можно было бы с ним применять с 8-9 класса. В 5-7 классе дети просто унесут с собой на всю жизнь несправедливость и обиду на учителей, которые "на своё усмотрение поделили на сильно-слабых", хотя все дети - очень сильные. Но "получив ярлык", они просто опускают руки и уходят... Да, конечно, в спорте тоже так бывает. Но мы не про спорт, а про школу. Физмат - спорт, конечно, но в первую очередь - это школа, а спорт уже "для избранных".

Где и как делят? Можно ли об этом узнать заранее? Можно ли угадать, в какую группу попадет твой ребенок? НЕТ! Угадать невозможно! Даже самый-самый сильный ученик 4-го класса, который проходит "автоматом" во все физматы в 5-м, в 7-8 классе может оказаться в "слабой группе", а в "сильную" придет тот, кто не смог набрать даже "минимум" при поступлении в 5-м классе! И в школе не ответят, а на Дне открытых дверей про деление скажут, что "там посмотрим".
Сейчас физматы, которые уже много лет работают с 5-7 классами, стараются аккуратно подходить к вопросу рейтингов в этих классах и начинают "деление" с 8-го класса. Но в ряде школ деление "по силе", "быстроте" и т.п. существует и используется уже с 5-6 класса.
Возможно, это не кажется "такой уж проблемой" в конце 4-го класса, но это "до поры пока сами не столкнётесь"...При этом вред от такого раннего "ярлыка" как для "сильных", так и для "слабых". Минусы "сильных" - они считают, что они реально сильнее других - даже учеников других - более сильных школ, и это им очень мешает потом в жизни. Ну а "слабые" - эти могут или смириться и на всю жизнь "считать себя хуже других", или вырваться в другой физмат, в другую школу, в другое направление и там стать "лучшим из лучших" или просто "своим - как все" (хотя психологическая травма от "такого педагогического эксперимента"
3 минуты