Найти тему
56 подписчиков

«В каждую эпоху человек с радостью найдёт то, что ему помешает»


Сегодня в Театре на Таганке прозвучит «Варшавская мелодия». Перед премьерой спектакля по пьесе Леонида Зорина нам удалось поговорить с режиссёром Викторым Трегубовым.

— Вы ставите спектакль в рамках лаборатории «Ликбез». Почему была выбрана эта пьеса? Были и другие варианты?
— И да, и нет. В рамках лаборатории предполагалась работа с советской драматургией. А у меня есть одна любимая пьеса, и это — «Варшавская мелодия». Я, ещё будучи студентом, с ней чуть-чуть познакомился, после этого она постоянно приходила то из одного источника, то из другого. И поэтому, когда сказали, что нужна советская драматургия, я первой указал «Варшавскую мелодию». Потом я сделал пробел и указал ещё где-то пять названий, а мне написали: давайте остановимся на «Варшавской мелодии». И я этому порадовался и подумал, что так и должно быть, время пришло.

— Леонид Зорин, автор пьесы, говорил, что главное в ней — это тема обречённости: «Любовь обречена, потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком... И два человека, когда они, наконец, встречаются, могут соединиться. Но уже нечем соединяться». А для вас это так?
— Более важное — безусловно, тема обречённости. На репетициях мы Шекспира вспоминали: есть такая мысль, что любовь никому, кроме влюблённых, не нужна. И как только высказывается предположение, что мы любим друг друга, это начинает сразу всем миром проверяться.
Нам с артистами показалось, что не столько внешние факторы любви мешают, сколько внутренние границы человека, способность принять или не принять.
Внутри человека диссонанс: он не готов к свободе, к любви. Он хочет этого, хочет обладать ситуацией. А как только начинается обладание, любовь и счастье непонятно куда испаряются. Как нам кажется, это от неспособности принимать.
Но по поводу государства и парового катка — нам это не сильно понравилось. Мы с ребятами пофантазировали и поняли, что в каждую эпоху человек с радостью найдёт то, что ему помешает.
1 минута