154,6 тыс подписчиков
Ольга Ветрова, издатель: «Моя мама родилась 30 июня 40-го года. Ее первые шаги были сделаны в вагоне поезда, когда они ехали в эвакуацию. По приезде они жили двумя семьями по четыре человека в двух комнатах. На эти две семьи было трое маленьких детей. И у них была одна курица, которую все старательно оберегали, поскольку она несла яйца. Их давали только детям, по очереди. Это было очень ценно, поскольку продукты, особенно источники белка, были ограничены».
Ангелина Куштина, шеф-редактор: «Моя прабабушка почти не говорила про это время, но от бабушки знаю, что до конца жизни у нее были проблемы с ногами, потому что она их отморозила, когда копала окопы во время войны. У них была команда, состоящая только из женщин, и когда, в какой-то момент условия стали совсем плохие, не было возможности нормально есть и мыться, она сбрила свои длинные волосы, а за ней это повторили и другие девушки».
Лиза Маценко, старший редактор сайта: «Моя бабушка — ребенок войны. Ей на то самое 9 мая подарили рубль, и она купила мороженое — первое за много времени. И все годы, что я росла, она говорила, что это было самое вкусное мороженое в ее жизни».
Полина Соловьева, редактор моды: «Со слов бабушки, я помню историю моей родственицы Руфины, которая работала в Нижнем Новгороде на Автозаводе. Сразу после снятия блокады их всем цехом погрузили в необорудованные вагоны и отвезли в Ленинград. Там были жуткие условия — спали на бетоне, много работали, восстанавливали город».
Анастасия Ахременко, редактор сайта: «Когда началась война, мой прадедушка отправился на фронт добровольцем, несмотря на бронь. Прабабушка осталась одна с тремя детьми — от двух до восьми лет. С едой было тяжело, мужчин тоже почти не осталось, и бабушка с другими женщинами пахали землю плугом буквально на себе, чтобы хоть что-то посадить и вырастить. Потом на прадедушку пришла похоронка, но документы сгорели в пожаре, а восстановить их не удалось. В итоге бабушка не смогла получать пособие за погибшего дедушку и растила детей одна, постоянно пыталась заработать, как-то выжить. Она всегда со слезами на глазах вспоминала то время».
Екатерина Сороко, младший редактор красоты: «Несовершеннолетнюю племянницу прабабушки забрали в Германию, где она несколько лет работала в немецких семьях — кухаркой, уборщицей. Но после освобождения вернули домой. Не представляю, какого ей там было».
Тина Хакки, выпускающий редактор: «Моя бабушка ничего не рассказывала, видимо, хотела поберечь. Ей было 16, когда началась Великая Отечественная, она работала санитаркой в госпитале. Вот все, что знаю. В нашей семье всегда на 9 мая был первый тост за мирное небо над головой».
2 минуты
9 мая 2024