53 подписчика
о любви в Семинаре XI
дневник Артели БФЛ 02.05.2024
возвращаясь к различению объекта влечения, объекта а, объекта любви и объекта желания из ответа Лакана 13 мая 1964 года (Семинар XI)
в этом ответе Лакан ссылается на то, что Фрейду при разговоре о любви не удалось обойти вопрос реального Я и формирования Я удовольствия, которые сексуальной определённости лишены, тогда как на уровне влечения она с необходимостью фигурирует
на следующей встречи Лакан различит два поля: любви, которая происходит из области ням-ням и влечение, которое идёт от сердца
как понять? вот как:
Лакан укореняет любовь в нарциссизме, который [здесь он отступает от теории Фрейда] ограничивает двумя фазами:
1) аутоэротизм, реальное Я, любить - быть индифферентным [фрейдовская оппозиция из «Влечения и их судьбы»], «видеть» как такт грамматики влечения
2) первичный [по Фрейду] нарциссизм, Я удовольствия, любить-ненавидеть[фрейдовская оппозиция из «Влечения и их судьбы»], «видеть себя» как такт грамматики влечения, идеальное Я
таким образом, то, что Лакан определяет как объект любви, нужно искать в этом поле
фаза 3) возврат либидо от объекта, вторичный [по Фрейду] нарциссизм, любить-быть лдюбимым [фрейдовская оппозиция из «Влечения и их судьбы»], «быть видимым» как такт грамматики влечения, Я-Идеал [см. различие идеального Я и Я-Идеала в «К введению в нарцизм»]
у Лакана определяет цикл включения Другого в поле влечения, где возможно сопряжение объекта любви и объекта желания, которое Лакан обещает объяснить на следующей встрече Семинара «От любви к либидо»
НО важно учесть, что Лакан так укореняет любовь в нарциссизме только в её статусе «трансцендентной» любви, подчёркивая и другой её статус в заключительных словах Семинара:
Любовь, которую мы, в глазах некоторых, незаслуженно умаляем, полагает себя лишь в потустороннем - в потустороннем, где от объекта своего, с самого начала, отказывается. Откуда следует, кстати, что лишь под сенью спасительного вмешательства, в качестве посредника, отцовской метафоры возможны между полами выдержанные, для жизни благоприятные отношения.
Желание аналитика не является желанием в чистом виде. Это желание добиться абсолютного несовпадения - несовпадения, которое возникает тогда, когда субъект, с первоначальным означающим сталкиваясь, оказывается, впервые, в положении его, этого означающего, субъ-екта, под-лежащего, под-данного. Там лишь и может значение безграничной любви нам открыться, ибо любовь эта вне пределов закона - единственных, в которых возможна для нее жизнь.
9 мая