Найти в Дзене

Это радикальный прорыв в нашей исторической науке, в историческом образовании, в которых до последнего момента доминировало западничество. Теперь западничество отвергается, то есть отвергается представление о том, что есть универсальный путь, и первым по этому пути идет западное общество. Мы это отбрасываем, предоставляем каждой цивилизации писать свои собственные исторические модели: исламский мир, китайский мир, тот же Запад, африканский мир, Индия, Латинская Америка. Пусть все ставят себя в центр своих собственных суверенных исторических эпистемологий. А нас интересует наша русская цивилизация.

В суверенной русской цивилизации русский народ и другие, связанные историческими судьбами с русским народом, этносы должны формировать единое общее представление о нашем народе как о субъекте, отталкиваясь от которого и выстраивается русское историческое просвещение. Мы говорим именно о просвещении, это не просто обучение, образование, совокупность знаний. Это организация гуманитарных исторических знаний в пределах определенной парадигмы, где в центре стоят русские, где в центре стоит наша держава, наша культура, наши традиции, наши традиционные ценности.
Традиционные ценности и есть код нашей идентичности. Об этом в Указе говорится напрямую несколько раз. То есть мы есть то, что мы защищаем, чем мы живем и что нам передали предки. И здесь очень важно обратить внимание на советский период, потому что тогда доминировали марксистские материалистические представления. Исторический материализм разделял универсальность западной культуры, но предлагал не капиталистический, а социалистический взгляд на ее толкование. Эта модель предшествовала либеральной, полностью западнической парадигме 90-х годов в историческом образовании, но так же строилась на отказе от традиционных ценностей, которые доминировали на всем предшествующем этапе русской истории. В советский период было заложено очень много русофобского, и лишь в период Великой Отечественной войны, при Сталине были сделаны кое-какие поправки. Но общий настрой советской исторической науки был универсалистским, не ставил русские традиционные ценности во главу угла. Многие вопросы нашей истории решались, исходя из универсалистских, западноцентричных и, по сути дела, русофобских установок. Сегодня мы должны найти достойное место советскому периоду в нашей истории, но не должны быть рабами и пассивными рецепиентами, полностью находиться под гипнозом советской историографии.
Советский период должен быть осмыслен исходя из какой-то новой исторической точки зрения. Собственно говоря, Путин в своём указе о историческом просвещении закладывает основы этой позиции, где мы должны увидеть в первую очередь традиционно русские основы нашей идентичности, которые включают в себя и Советский Союз.
2 минуты