91 подписчик
7 мая 1940 года указом президиума Верховного Совета СССР в Красной Армии была введена система генеральских и адмиральских званий. Этот шаг стал логическим продолжением процесса возвращения к персональным воинским званиям. С 1918 года командиры РККА именовались по занимаемым ими должностям, что приводило к путанице в документах, трудностям в определении командной иерархии и прочим проблемам. В 1924 году в РККА вводится понятие «служебная категория», присваиваемая в соответствии с занимаемой должностью и сохраняемая при освобождении военнослужащего от должности. Знаки различия с этого времени носились в соответствии с присвоенной служебной категорией, что, по сути, означало завуалированное возвращение к воинским званиям. Кроме того, была введена градация по группам командного и начальствующего состава. Эта система сохранилась до 1935 года, когда деление по служебным категориям было отменено, а вместо них введена система персональных воинских званий. Однако в этот момент для высшего командного состава сохранили звания, происходившие от принятых раньше служебных категорий – комбриг, комдив, комкор, командарм 2-го и 1-го ранга, введя в качестве высшего звание маршала Советского Союза.
Вызвано это было тем, что тогдашнее высшее военное руководство СССР сопротивлялось введению генеральских званий, напоминавших о дореволюционной России. В итоге к этому вопросу вернулись пять лет спустя, посчитав целесообразным для упрощения командной структуры ввести общепринятую систему генеральских званий. Переход на новые звания занял длительное время – последние комбриги получили генерал-майорские звания только в 1942 году, уже в ходе Великой Отечественной войны.
Командная иерархия, родившаяся в 1940 году и закрепленная возвращением погон в 1943 году, без коренных изменений дожила до наших дней.
1 минута
7 мая 2024