17,4K подписчиков

Авиационный поршневой двигатель М-11В

*** Музейный экспонат ***
Первый советский серийный авиадвигатель был разработан для учебных самолётов. В итоге он стал одним из самых массовых отечественных авиамоторов, прошёл войну и выпускался более 20 лет. Причём всё это — на 100 лошадиных силах.
В 1923 году командование ВВС объявило конкурс на разработку авиамотора. Участники должны были представить жюри двигатель мощностью примерно в 100 лошадиных сил, с воздушным охлаждением, способный работать на плохом бензине, требующий для производства как можно меньше импортных деталей — и дешёвый.
В конкурсе участвовали три проекта. До серийного производства дошёл только один — М-11. Звездообразный пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 100–110 лошадиных сил был спроектирован в 1924–25 годах на авиазаводе № 4. Это крупнейшее авиапредприятие того времени называлось «Мотор». Двигатель М-11, в отличие от предшественников, был создан с нуля. В процессе доработок он переехал на авиазавод в Запорожье. Там в конструкцию мотора внесли коррективы, передовые на тот момент — переделали кривошипно-шатунный механизм и цилиндро-поршневую группу. Головки цилиндров наворачивались на резьбу, а цилиндры приводились в движение не вращением шайбы в центре «звезды», как в большинстве двигателей такого типа, а отдельными кулачковыми валиками. Мотор вышел значительно проще и дешевле в производстве, чем М-2.
В 1929 году на запорожском авиазаводе выпустили первую партию из десяти двигателей. Запорожцы постоянно улучшали конструкцию и выпускали новые модификации. В результате удалось получить такой мотор, который в итоге стал одним из самых массовых советских авиадвигателей — всего было выпущено 74 000 штук. М-11 ставили на учебные самолёты, катера на воздушной подушке. Но, пожалуй, главное его применение — в бипланах По-2. Эти самолёты использовались как ночные бомбардировщики и распылители пестицидов.
Авиационный поршневой двигатель М-11В *** Музейный экспонат *** Первый советский серийный авиадвигатель был разработан для учебных самолётов.