Найти в Дзене

В ответ на пост

Пресс релиз к выставке:
Московский союз художников
Товарищество живописцев
Выставочный зал на 1-й Тверской-Ямской, 20
представляют выставку:
О.В. Толстой. "Весна. Солнце в Клинах". Живопись, графика
6.05.2024 - 18.05.2024
Открытие 12 мая в 16.00.

Несколько слов об отце

Ранняя весна. Ясная Поляна. Иду пешком по парку. И вдруг - "папин" пейзаж - "Аллея в Клинах" - серебристо-фисташковые стволы столетних лип со ржаво-бурыми подтеками, узловатыми шишками-наростами, с бархатными мшистыми пальцами-корнями. В самом конце аллеи раздвоенное дерево раскинуло руки на фоне перламутрового неба. Ещё нет зеленых листьев, только кое-где первая трава вылезает из-под старой сухой. А справа - тоже "папин" пейзаж - старый яблоневый сад корявыми ветками клонится в одну сторону - к югу.
В Ясную отец первый раз приехал в 1947 году. Еще был жив Сергей Львович Толстой (старший сын Л. Н. Т.), и отец, тогда только начинающий художник, написал его портрет и первые этюды. Потом на протяжении всей жизни Олег Владимирович много раз писал пейзажи в Ясной. Мне особенно дороги зимние. Отцу они удавались. Снег на этих холстах совершенно неповторимый. Олег Владимирович удивительно тонко мог передать все оттенки белого, а это очень сложная художественная задача, с которой справляются далеко не все мастера живописи. Мягкое цветовое сфумато характерно для большинства папиных пейзажей, где всё в движении: облака и травы, вода или воздушная среда. Многослойность красок создаёт плоть картины. Будь то этюды или большие холсты - это не просто мастерские вещи с безупречно найденным отношением между твердью земной и бесконечным небом, но и размышление, раскрытие многих сущностей, погружение в природные пласты. Его работы при внешней скромности невероятно глубоки.
Отец побывал в разных местах нашей страны - на Урале, в Сибири, плавал по Ледовитому океану... Сохранились его письма, в которых он делится со мной впечатлениями. Вот отрывок одного из них, присланного с Байкала: "О Байкале хочется говорить в "высоком стиле": Байкал это храм. Грозный и страшноватый, но величественный: скалы и пляжи, острова и заливы. Вода местами изумрудная, иссиня-черная или, как мёд, - желтая против света. Когда впечатления переходят на холст, возникает много трудностей... гармония здесь скорее строится на дисгармонии, т. к. солнце вдруг выхватывает скалы, и небо, до этого яркое, моментально гаснет... всё это всё время в движении, стабильных отношений неба, воды и земли нет. Смена через каждые двадцать минут. Вот вкратце общие впечатления. Пока сделал работ двадцать разного качества и калибра..."
Олег Владимирович прошел необычный путь обучения ремеслу художника. Начался он с уроков иконописи у священника отца Антония в Сербии, где папа родился и прожил до 1945 года. Его отец Владимир Ильич Толстой (внук Л. Н. Т.) после Октябрьской революции совсем молодым был вынужден покинуть Россию. После Второй мировой войны он вернулся на Родину вместе с женой и двумя сыновьями, Олегом и Ильей. Отец и дядя Илья получили высшее образование в московских ВУЗах, а это было невероятно сложно: необходимо было заново осваивать грамматику и историю - в Сербии они учились в Кадетском корпусе, где преподавали по дореволюционной программе. Дядя Илья - Илья Владимирович - закончил Московский университет и стал филологом; отец же закончил Суриковский институт (предварительно поучившись в Московском институте прикладного искусства, который был временно закрыт за "левизну" и где преподавал замечательный художник Дейнека).
Профессия художника такова, что нужно учиться всю жизнь, а для этого необходимо уметь быть наедине с самим собой, вести с самим собой диалог, сопоставлять старые и новые работы, отстраниться от них и посмотреть со стороны - всё это довольно трудно; если ты художник думающий, то неизбежны ситуации, когда всё не нравится и хочется все отбросить и начать сначала... Нужны внутренние сила и воля. Отец безусловно был волевым и сильным художником.
3 минуты