Найти тему
188 подписчиков

Свою первую Пасху я помню как сейчас. Это было раннее весеннее утро, в начале девяностых. Я пришел в гости к своей бабушке, которая жила неподалеку от нас, и она была такая радостная. Показывает через балконное окно на солнышко, которое тогда необычайно ярко светило, и говорит: «Посмотри, Саша, и запомни: так солнышко играет только в пасхальный день!». Ее радость передалась тогда и мне. Бабушка мне сообщала первые религиозные чувства в моей жизни: и в то пасхальное утро, и когда ходили с ней на кладбище красить ограду, и когда она дарила куличи и крашеные яйца, цвет которых у меня до сих пор устойчиво ассоциируется с Пасхой — после покраски в луковой шелухе, никаких других цветов я не воспринимаю, хотя сейчас много можно встретить вариантов окраски пасхальных яиц. Бабушка мне подарила и первую Библию — детскую, она до сих пор у меня. Своим простым отношением к Богу она показала мне тогда, что Господь реален, что Ему можно молиться и Он всегда будет рад тебе.


Позже, когда я уже учился в техникуме, я со своим другом Андреем сбегал с уроков, чтобы отпраздновать пасхальные дни, предпринимая увлекательные путешествия на Соколовую гору, к Журавлям, на Набережную. Мы брали с собой яйца, какие-то вкусняшки, ходили, гуляли, беседовали, с благоговением покрывая молчанием религиозные темы. Знали мы тогда совсем мало, но понимали, что благодать посылает Господь - за доброе отношение к людям, за любовь к молитве; что Он помогает в испытаниях, когда никто помочь не может. А испытаний тогда хватало, в разгаре были 90-е, мы учились среди явных бандитов и постоянное психологическое напряжение от этого привело нас тогда в храм. И я остался в нем: начал помогать сначала в храме, потом в алтаре. И радость Пасхи сохранялась, она стала еще сильнее, потому что я уже понимал что к чему.

Воскресший Христос всегда в начале нашего церковного пути дает благодать безразмерно. Позже я узнал, что она так и называется — «призывающая благодать», о силе которой ты будешь помнить всегда, укрепляя себя, но она дается только в начале пути. Потом следует благодать спасающая, которую нужно уже зарабатывать — покаянием, молитвами, постом, добрыми делами, смирением.

Если ты священник, благодать Воскресения Христова неминуемо касается твоего сердца, какие бы искушения тебя ни преследовали — какие-то накладки в организации праздника, или человеческие отношения, или, к примеру, пустой храм в ковидный год… Радость есть всегда, но степень ее, конечно, разная. Порой даже думаешь: «Господи, почему нет той детской радости, что была с бабушкой, стоящей с тобой у балконной двери в то утро?». Но всему свое время. «Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» (Ин. 3:8).

Господь дает радость тогда, когда человек серьезно переживает свой грех, раскаивается в нем, решает измениться, пытается это сделать, у него ничего не получается, а он опять пытается… и так всю жизнь. Пасхальная радость невозможна без слез, пролитых в Великий пост. Да, можно, конечно, радоваться обильной еде, многочисленным пасхальным возгласам, весне, просыпающейся природе, но истинная радость Пасхи у тебя появляется в зародыше уже в Неделю о мытаре и фарисее, когда дует легкий бриз еле узнаваемого ветерка великопостных дней, и ты ждешь… Христос неминуемо дает радость тем, кто понял цель своей жизни — стремление к Богу в вечности. И, возвращаясь с пасхальной Литургии в четыре утра, вдыхая прохладный воздух весны, всегда ощущаешь радость общения со Христом, Таким близким и родным.
2 минуты