3K подписчиков

Хочу поддержать тему. «Биометрия на каждый день»: https://t.me/annashafran/12033


Когда упоминаются такие последствия цифровизации как «контроль», у многих сразу возникает ассоциация с нарушением тайны личной жизни. Мол, неизвестный дядя («товарищ полковник», «злоумышленник» или «враг» - в зависимости от обстоятельств) будет знать о вас всё. Где вы бываете, что любите и что едите. Что делать с этим массивом данных, как влиять на вас и ради чего - вопрос воображения.

Речь здесь идет о контроле психологическом (шантаж, использование психологических зависимостей и предпочтений), или о прямом использовании ваших уникальных данных для, опять же, психологического давления на других в целях каких-то мошеннических действий (кража, выуживание денег от «вашего» имени).

Несомненно, все так и есть, но справедливости ради надо сказать, что многообразная история человечества показывает - все это возможно было и раньше, без биометрии и даже без цифровизации. Именно поэтому часто звучит мнение, что, мол, ничего в цифровизации страшного нет, если совесть чиста, если с законом проблем нет и если не забираться на экономические и политические высоты.

Однако, использование биометрии несет риски не только психологического контроля. Это контроль непосредственно над физическим телом человека.

Недавно попал в дом, оборудованный биометрической системой доступа. У каждого входа, в каждом лифте - камера и маленький экран. Территория, объединяющая несколько таких домов - огорожена. Около входов на территорию - турникеты - как в метро. С такими же камерами и экранчиками. Когда подходишь - экран включается, камера «цепляет» лицо и на экране появляется твое отображение, вписанное в прямоугольник зеленого или желтого цвета. Зеленый - система тебя «узнала», желтый - «мы с вами не знакомы».
Это и есть современная биометрическая система допуска. Допуск получают только те, кто на это имеет право. Чужой не пройдет. Имущество будет в сохранности.

Но любая система допуска, одновременно, является системой недопуска. Ключ от замка может его открыть, а может и запереть. Мы можем быть как по одну сторону двери, так и по другую.

Каждый обычный замок имеет свой уникальный ключ. В этом его преимущество: один замок - один ключ. Однако система замков, основанных на биометрии (отпечатках пальца ли, отображения лица или др. ) объединяется единой базой. То есть система биометрического допуска - это система замков с единым ключом. Если ключ подходит - иди куда хочешь. Если ключ заблокировали, то ты заблокирован физически. Как в тюрьме или лагере.

В этом уникальность использования биометрии. Физический человек, его тело одновременно является единым ключом ко всем дверям. И в любой момент его могут заблокировать. Тогда речь идет уже не о «цифровом концлагере», а о лагере физическом.
Биометрия опасна не тем, что является системой идентификации в цифровом пространстве, а тем, что является системой идентификации в пространстве физическом.

Недавно слышал успокаивающее интервью одного эксперта, который говорил о том, что видеокамеры есть еще далеко не везде, да и датчики еще не столь совершенны… И вспомнилось мне, что еще двадцать пять лет назад мы пользовались пейджерами, а на большей части страны и мира мобильный телефон был не более чем забавной коробочкой с кнопками - сотовые вышки располагались только в больших городах, и то далеко не везде. Время идет…

#биополитика