125 подписчиков
Православие для меня, это личное и это традиция: семьи, народа, страны.
Когда-то давно я понял, что каждая душа по-своему понимает и чувствует Бога, у каждого человека своя дорога к храму. При этом в нынешние времена душа может быть особенно подвержена деструктивному давлению, метаниям и сомнениям, всюду новые выводы, прозрения, но от каждого из нас требуется главное: чтить то, что чтили старшие, стараться относиться ко всему так, как относились старшие и в этой преемственности поколений наша сила и наше спасение в самом широком понимании.
Родившись в семье советского офицера, я был в тайне крещëн бабушкой по маминой линии в Ильинской церкви Владикавказа, когда мне исполнился годик. Впервые надел крестик только в 17 лет, когда уезжал поступать в военное училище: бабушка из глубины шифоньера достала свёрток с мой детской крестильной рубашкой, в которую был завернут крестик.
Православной была и папина мама: жена полковника-фронтовика, коммуниста, она крестилась уже в пожилом возрасте, а крёстной мамой стала еë невестка, моя мама. Символично, что родилась бабушка в селении Христиановское Северо-Осетинской АССР, и традиции наверняка были родом из детства.
И праздник Пасхи для меня ассоциируется с папиной мамой: она держала Великий пост, мы с ней смотрели пасхальную трансляцию по телевизору. Дедушка шëл отдыхать, для него религиозное было не близко, а мы с бабушкой в зале накрывали стол, я ждал, когда же можно будет начать есть и после полуночи разговелся куличами, которые она пекла. И было это на улице с символическим названием "улица Советов".
С дедушками и отцом я Православие не обсуждал. Духовная составляющая воспитания была в контексте осетинских традиций: Роща Хетага, Джеоргуыба. Да и само понятие духовности я, взрослея, воспринимал тогда только сквозь призму патриотизма, не религии.
При этом сестра в середине 90-х уже была крещена в младенчестве с согласия отца. Сам он, оставаясь по своим убеждениям советским офицером, не сдавшим партбилет, в новые времена отсутствия идеологии, помогал церкви в вопросах, касающихся армии, видя, что зачастую это та соломинка, за которую солдаты и офицеры держатся на войне. Так же и другим традиционным конфессиям. При строительстве кафедрального собора Святого Георгия во Владикавказе оказывал всемерное содействие. А в личном дневнике, который при его жизни не видел никто, были строки: "...пусть и впредь Святой Георгий покровительствует солдатам России...".
Православие понимаю для себя просто и в то же время непостижимо - любовь. И искренне верю в то, что при любых формах и степенях своей религиозности или при отсутствии таковой мы будем оставаться единым народом, сохраняющим преемственность поколений и не делящем друг друга по религиям.
Живу я на свете уже не так уж и мало, видел людей разных и для меня образцом человека в самом высоком духовном и нравственном смысле является Советский человек. Лучших людей я никогда в своей жизни не встречал. А примером истинного христианина в поступках и помыслах, которого я когда-либо знал, был мой отец, советский офицер, коммунист, для которого уничтожение СССР стало личной трагедией. Такое величие души, такую любовь к ближним, Родине и способность прощать я больше никогда не видел.
Мы живём в стране с Великой историей и богатейшими духовными традициями, при этом разных конфессий, поражающих уникальной способностью формировать единое духовное пространство. Так и должно быть ныне и присно и во веки веков!
Со Светлой Пасхой вас, товарищи! И да поможет нам Бог!
2 минуты
5 мая 2024