53 подписчика

дневник Артели БФЛ 24.04.2024


сходили в завершение 14-ой главы Семинара XI, где Лакан, отвечая на вопрос ЖАМа даёт разъяснения по поводу объекта влечения, объекта а, объекта желания и объекта любви

в Семинаре XI объект влечения расположен на уровне «ацефального» субъекта. Лакан представляет топологию этого субъекта, как аппарата, в двух измерениях: 1) «костяк/остов, структура, контур», который включает в себя 2) «дыры» на месте фрейдовского утраченного [в силу отношений с означающим] объекта. Лакуны в аппарате задают функцию объекта а, как объекта, представленного во влечении (внимание! похоже, что есть разница между объектом влечения и объектом а)

по контурам дыр обустроены сети полых каналов [Фрейд дошёл до разговора об их диаметре даже], по которым осуществляется отвод и рассеивание приливов сескуальности, то есть осуществляется достижение уровня гомеостаза по принципу удовольствия, что своим отложенным эффектом имеет развитие мышления и внимания. но о субъективации здесь речи не идёт. это уровень фрейдовского Real-Ich

объект а – это объект фантазма, в котором субъект имеет место, но как правило остаётся незамеченным. субъект всегда располагается в отношениях с объектом а ровно так, как требует от него фантазм. аналитическая работа с образованиями бессознательного под переносом направлена на выявление этой позиции

желание опирается на фантазм, но не на объект. то есть желающий субъект ориентируется на сценарий, выраженный в совокупности означающих, просто-напросто историю, которая всегда, по сравнению с объектом, гораздо более сложна. в фантазматическом сценарии «субъект, едва узнаваемый, расколотый, расщепленный, сопровождаемый, как правило, двойниками, ютится привязанный к своему объекту – объекту, который, чаще всего, подлинного своего лица вообще не показывает» (с.196).

короче говоря, Лакан называет здесь желанием не желание объекта, а желание оставаться субъектом в отношениях с объектом а, сохранять своё мерцающее бытие в этой связи [куртуазная любовь, привет] [структура перверсии фантазму обратна в том смысле, что субъект, пасуя перед неустойчивостью своего бытия в отношениях с таинственным объектом, предпочитает обернуться объектом чужой воли сам [либо конкретизировать/фетишизировать таинственность]]

объектом желания является либо сам по себе фантазм, либо обман/приманка, расположенные не в поле влечения, но в поле Другого, откуда начинается разговор об объекте любви, который Лакан продолжает в следующей 15 главе Семинара XI под названием «От любви к либидо»