105K подписчиков

Мф. 26: 26–28. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета.


Здесь, на Тайной Вечере, произошло установление таинства Евхаристии, во время которой совершается преложение (греч. μεταβολη‌) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

В преложении, по объяснению святых отцов, происходит не превращение (пресуществление) хлеба и вина в Его натуральное Тело, как ложно учит католицизм, но их соединение с Божеством Христа, и потому они становятся Его плотью (Телом и Кровью). Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Евхаристии: «Хлеб Общения [Евхаристии] — не простой Хлеб, но соединенный с Божеством» (Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 13). Святитель Григорий Палама изъясняет: «Сей Хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества» (Омилии. Омилия 58. 5). «Он (Господь), посредством сего Хлеба, даровал нам соединение с Ним» (Там же. 6).

Об этом особенно ясно пишет преподобный Макарий Великий. Он прямо осудил тех, кто понимает Евхаристию как превращение хлеба и вина в кусочки Тела и Кровь. Он писал: «Но мы не должны, братья, мыслить это телесно и вещественно, как многие ученики, слыша слово это, соблазнились, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин. 6: 52). Ведь истинная плоть жизни, которую вкушают христиане, и кровь, которую пьют, есть Слово Его и Дух Святой, и (Он) вселяется в Евхаристии Хлеба, и освящает словом и силой духовной, и становится Телом и Кровью Христовой» (Духовные слова и послания. Слово 26. 3). Всюду подчеркивается, что в Евхаристии происходит не изменение сущности хлеба и вина (пресуществление) в физическое Тело, но их соединение с Божеством Христа, в силу чего они становятся Его истинным Телом и истинной Кровью.

Ошибка идеи «пресуществления» состоит и в том, что Тело Христа по своей материальной сущности ничем не отличается от всего сотворенного, и сущность материи хлеба и Тела одна и та же. Как писал святитель Афанасий Великий: «Дух Святый... отличен от естества тварного бытия» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 16). Это единство подтверждает и современная наука. Потому никакого пресуществления быть не может.

___________
Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея: alexey-osipov.ru/...pdf
Мф. 26: 26–28. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
468 просмотров