84 подписчика
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР В ЦАРИЦЫНЕ (1872 – 1917 гг.)
Перед революцией Царицын превратился в крупный торгово-промышленный центр юга России. Контраст между нищетой и богатством, который был заметен и раньше, теперь стал еще более резким. И это не могло не сказаться на всей общественной жизни города, сотканной из крайностей.
Если политическая сфера здесь тяготела к правому спектру, то культурная стремилась к либеральным ценностям. Особую окраску процессу придавала деятельность печально известного иеромонаха Илиодора, подвизавшегося в Царицыне в начале века. Совершенно не случайно театр стал постоянной мишенью его проповедей. Вот образчик его «разоблачений»: «Богатые люди в Царицыне гуляют где-нибудь в «Конкордии» или Общественном собрании, а перед ними поют полунагие развратницы похабные песни, развлекают богачей».
От слов монах перешел к действиям. В 1911 году в Царицыне гастролировала труппа известного антрепренера и актера А. Лаврова-Орловского. Гастроли проходили с большим успехом, чему в немалой степени способствовали сильный состав труппы и тщательно подобранный репертуар, включавший в себя жемчужины драматургии: «Последняя жертва» Островского, «Дети Ванюшина» Найденова, «Власть тьмы» Толстого, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Гаудеамус» Андреева.
Игрались также обязательные мелодрамы, в том числе и итальянская пьеса «За монастырской стеной», в которую, впрочем, актеры внесли некоторые приметы современного быта. Последнее подвигло Илиодора на активные действия. Журнал «Театр и искусство» тогда же опубликовал сообщение из Царицына: «В театр «Конкордия» на представление спектакля «За монастырской стеной» явился небезызвестный иеромонах Илиодор в сопровождении брата-студента и еще нескольких субъектов. Иеромонах пытался проникнуть на сцену. Появление черного проповедника вызвало среди публики переполох. Благодаря своевременно принятым полицией мерам все окончилось благополучно. Илиодор, сопровождаемый приставом и околоточными, скоро удалился, а спектакль продолжался».
В своих противоречиях и крайностях провинциальный театр, в одних случаях становившийся «трибуной в защиту человечности», в других – «увеселительным заведением, в которое каждому прилично зайти», оказывался выразительным «симптомом существующей нравственности». Он наиболее явственно, по сравнению с другими видами искусства, отразил характерные черты духовной жизни общества. Театр определенно перерос свои организационные формы и неизбежно должен был перейти в новое качество. Наступала новая эпоха в развитии русского провинциального театра, и Царицыну в этом процессе было суждено сыграть очень заметную роль.
2 минуты
2 мая 2024