Найти тему

Сказание «Быль о рождении Орзэмэджа и Имыса» замечательно еще и тем, что датирует время появления в языке предков черкесов таких понятий как «щедрость», «эмпатия» и «омоложение». Оно устанавливается с помощью нартского героя Орзэмэджа, который будучи уже стариком прославился как предводитель нартского Хасэ. В одном из исследований нами установлено поразительное сходство между его образом и древнеегипетским богом Осирисом, что дает в качестве даты восхождения Орзэмэджа на «трон» Древнего Египта примерно 3800 г. до н.э. . А это, как может показаться, очень и очень ранний срок для появления таких понятий, какие приведены выше. Неслучайно, видимо, и сказитель, с чьих слов записан упомянутый текст, оговаривается «ыгуджьэ хьалэлэу» – «сердцем щедрым» будто шлет свое сердце в поддержку такого необычного явления как «щедрость» и для того времени, и для нынешнего. Однако для черкесской философии «щедрость» – вполне обычный лектон т.е. нечто бестелесное, умозрительное, даже нереальное, например, как время, прошлое, будущее или та же нравственность и ее составные.


отрывки: Аслан Шаззо
​Сказание «Быль о рождении Орзэмэджа и Имыса» замечательно еще и тем, что датирует время появления в языке предков черкесов таких понятий как «щедрость», «эмпатия» и «омоложение».
Около минуты