НЕМНОГО КРАМОЛЫ ПРО МАРКЕТИНГ


Маркетинг был порожден обществом потребления, которое свело всю многосложность человеческих отношений к рынку. Но мир – это не рынок. Точнее – не только рынок. Мир глубже, шире и многозначительнее. Он многомерен. Плоский человек-потребитель, выращенный в идеологии купи-продай, возможно и описывается маркетинговыми схемами и конструктами. Но не таков человек в принципе! Именно поэтому маркетинг, несмотря на всю свою магию и удивительную способность пролезть во все щели, нигде и никогда еще не срабатывал на все 100%. Да что на 100? Он даже на 20% не срабатывает, однако у него всегда есть объяснение, почему что-то ожидаемое не случилось, или случилось не так, как хотелось. Это происходит потому, что все экономические теории, появившиеся после К.Маркса, носят описательно-объяснительный характер, мол, все идет так-то и так-то потому-то и потому-то, и ни одна их них не претендует на теорию построения будущего, или хотя бы его модели. Такова же и теория рыночной экономики, а следовательно, таков и выросший в ее пределах маркетинг: описывать умеет, проектировать – нет.

Социология, слава богу, не маркетинг, хотя методы работы сильно перекликаются. Будет ли человек покупать тот или иной продукт? Чего он хочет? Чего ему не хватает? Качество ответа зависит не только от продукта и способов его продвижения. Есть очевидные вещи: никто не станет продавать хамон мусульманам, или говяжью тушенку в Индии. Но есть и неочевидные, которые маркетологи вскрывать не умеют, а социологи – вполне. Например, ценности, идеологии, мировоззрения…

Социология готова закрыть эту брешь, снабжая бизнес более точными и адекватными данными о состоянии общества: кадры, потребности, образование, медицина, социальные плюшки — вплоть до счастья и удовлетворенности, или неудовлетворенности жизнью. Люди — это не только потребители или товар рабочей силы. Люди — это люди. Тут все сложнее и одновременно проще.

Возникает множество вопросов. В каких формах существуют, и как развиваются социологические исследования для бизнеса за пределами маркетинга? Как они могут помочь бизнесу и стать органичным элементом системы управления?

Вспоминается анекдот. Двух менеджеров по продаже обуви отправили в Африку. Один звонит хозяину и кричит в трубку: «Караул! Здесь совершенно невозможно продавать обувь. Ее тут никто не носит!» А другой звонит: «Пришлите еще два состава обуви! Представляете, тут вообще ни у кого нет обуви!»

Подписывайтесь на группу Социология для бизнеса!
НЕМНОГО КРАМОЛЫ ПРО МАРКЕТИНГ  Маркетинг был порожден обществом потребления, которое свело всю многосложность человеческих отношений к рынку. Но мир – это не рынок. Точнее – не только рынок.