625 подписчиков
1 МАЯ
Изначально - День интернационала. Впервые на государственном уровне с 1918 года - День международной солидарности трудящихся. В СССР праздник часто назывался просто 1 Мая, Первомай и был символом революции, непримиримой классовой борьбы, имел "политическую окраску".
Сегодня праздник утратил свой политический окрас и с 30 декабря 2001 года отмечается как День Праздника Весны и Труда. Для многих этот день символ возрождения и прихода весеннего пробуждения, восприятие 1 Мая как общее торжество, сплачивающее все народы мира.
Предлагаю вашему вниманию статью анархиста Нестора Махно, в которой рассказывается о роли Первомая в анархическом и рабочем движении и поясняется, почему этот день нельзя считать праздником. Пунктуация и орфография сохранены.
Текст взят из газеты «Дело Труда», №36, 1 мая 1928 г.
1-ое Мая — СИМВОЛ НОВОЙ ЭРЫ В ЖИЗНИ И БОРЬБЕ ТРУДЯЩИХСЯ.
День первого мая в социалистическом мире принято считать праздником труда. Это неверное определение. 1-ое мая настолько всосалось в жизнь трудящихся, что они во многих странах действительно этот день празднуют. А между тем день первого мая для трудящихся далеко не праздничный день. Да, трудящиеся не должны оставаться в этот день у фабричных станков и на поле. В этот день все трудящиеся во всех странах, в каждом селе и городе должны собираться, должны устраивать массовые встречи, но не для празднества, понимаемого социалистами государственниками и, в частности, большевиками из них, а для учёта своих сил, для определения возможности к открытому вооруженному выступлению против подлого, рабством прогнившего строя, основанного на насилии и лжи. В этот исторически уже установившийся день всем трудящимся легче собраться и на этих собраниях легче и удобнее всего проявить свою коллективную волю и коллективный разум в области определения прямых своих задач на сегодня и на завтра.
Сорок с лишним лет назад американские труженники города Чикаго и окрестностей собрались первого мая. Они на этих собраниях слушали много речей разных социалистов, но больше всего прислушивались они к анархистам. Более этого, они воодушевлялись идеями анархизма и искренно становились на сторону анархистов. 40 с лишним лет тому назад американские труженики пытались организованно выразить свой протест против подлого строя власть и капитал имущих. На этом пути американских труженников анархисты Спис, Парсонс и другие в своих речах формулировали положения этого их протеста. Тогда протест наших братьев — американских труженников был спровоцирован наёмниками буржуазии и закончился уличной бойней безоружных труженников, арестом и впоследствии казнью анархистов Списа, Парсонса и других.
Труженники Чикаго и окрестностей собирались не для празднества в день 1-ого мая. Они собирались для общей работы своим коллективным умом над терзавшими их вопросами их жизни и борьбы.
И по сие время всюду, где труженники освободились или пытаются освободиться от опеки либеральной буржуазии и путающейся с нею социал-демократии (безразлично, меньшевистского или большевистского направления) и относятся к первому мая, как к дню своих непосредственных деловых встречь и прямых забот о своем освобождении, они во всех своих настроениях выражают свою солидарность и уважение к памяти чикагских мучеников и остро чувствуют, что для них в день 1-ого мая нет и не может быть праздника. И это понятно. 1 мая, вопреки утверждения[м] вождей социализма, что он есть праздник труда, не является для социальных труженников праздником.
1-ое мая — символ новой эры в жизни и борьбе трудящихся, эры, в которой трудящимся с каждым годом предстоят новые, более трудные и решительные битвы с буржуазией за отнятые у них свободу и независимость, за их общественные идеалы.
Н. Махно.
(на фото Нестор Махно*, конец 1930-х)
*украинский революционер и анархист в период Гражданской войны в России, лидер Повстанческой армии и движения "махновщина". Внес огромный вклад по борьбе за освобождение трудового крестьянства в Украине и созданию вольной республики.
Другие статьи на похожие темы на моём канале:
3 минуты
1 мая 2024