749 подписчиков
Особенности мышления при речевых нарушениях
Поскольку мышление и речь тесно связаны, речевые расстройства могут привести к различным отклонениям, особенностям в развитии мыслительных процессов:
▪️При общем недоразвитии речи у ребенка может отставать в развитии наглядно-образное мышление, возникать сложности с освоением анализа, синтеза, сравнений, трудности с концентрацией внимания.
▪️При алалии отстает в развитии наглядно-образное мышление, мыслительные процессы замедлены, ребенку сложно переключаться с одного вида деятельности на другой, появляются трудности с обобщением и сравнением, анализом и синтезом, классификацией понятий.
▪️При заикании возникают нарушения внимания, памяти, склонность к сомнениям и детализации, к перебору вариантов, излишняя эмоциональность, импульсивность, торопливость, нарушение концентрации внимания.
▪️При афазии – нарушение фонематического слуха, слухоречевой и зрительной памяти, дефекты внутренней речи, сложности с установлением логических связей, с анализом и синтезом, сравнением и обобщением, абстрагированием, снижение темпа процессов мышления.
▪️При дислалии и дизартрии может наблюдаться ослабление, замедление мыслительной деятельности, снижение внимания, памяти.
▪️При брадилалии (замедление темпа речи) наблюдается и замедление мыслительной деятельности; фиксация на каком-то одном предмете, сложности с переключением фокуса на другой, склонность к стереотипии, сложности с ориентацией в пространстве.
▪️При тахилалии (ускорение темпа речи) мысли ребенка бегут так быстро, что он не успевает их правильно оформить с точки зрения артикуляции.
1 минута
1 мая 2024