Найти тему

В память об украинском академике, историке Петре Толочко, ушедшем от нас 28 апреля, предлагаю вам прочитать отрывок из его интервью.


Оно вышло в МК в 2019 году (Петр Петрович приезжал в Россию). На вопрос, как бы следовало поступать России, чтобы украинская молодежь смотрела не на Европу, а на Россию, он ответил:

"Не мне советовать России, как ей быть более привлекательной для украинцев. Но раз уж вы задаете такие провокационные вопросы, отвечу. Я бы хотел, чтобы мы получше выстраивали научные связи, создавали общие проекты, которые объединяли бы творческую интеллигенцию наших стран. Когда люди будут вместе работать, вранья будет меньше. Я полагаю, что вы должны без всяких квот принимать как можно больше студентов с Украины. Я не могу понять, почему вы до сих пор не выдали паспорта 1,5 миллиона беженцев из Донбасса, которые хотят их получить? У меня когда-то был разговор на подобную тему с российским послом на Украине Виктором Черномырдиным. Я ему говорю: «Виктор Степанович, учитесь работать у американцев: у нас в Киеве уже почти сотня центров, институтов, ассоциаций, открытых западными странами. Все наши политологи скуплены ими на корню, за 5–6 тысяч долларов трубят по всей Украине, что путь у нас один — в Европу». Он мне отвечает: «Да мы же вас дотируем гораздо серьезнее: на 3–4 млрд долларов ежегодно. Поставляем дешевый газ по 50 долларов за тысячу кубометров!» К сожалению, ваши власти не понимали тогда, что на самом деле дотировали не украинский народ, а олигархов, которые наживали миллиарды, а людям все равно перепродавали тот же газ втридорога. А когда я попросил помочь мне издать книгу «Древнерусская народность» о тесной связи русских и украинцев, денег у посла не нашлось. Думаю, у нынешней России есть проблема с определением политики в отношении Украины. У русских царей XVII столетия это получалось лучше".

Последние дни своей жизни Петр Петрович провел под домашним арестом. Ему вменяли в вину тезис о необходимости сохранения на Украине русского языка. Он знал, что подвергнется гонениям, но не остался у нас, поехал к своим. Вечная память одному из немногих настоящих учёных, не изменяющих своим принципам даже перед угрозой жизни. Петру Петровичу было 87 лет. То самое интервью.
1 минута