На самой границе Старой Бухары, между махаллями с одной стороны и всякими гаражами да складами с другой мы свернули налево и упёрлись в запертые ворота того, что я искал - музея Файзуллы Ходжаева. Купеческий сын Ходжаев был местным революционером, сначала младобухарцем (это были сторонники светской модернизации и демократии в своей мусульманской стране), после Октябрьской революции - коммунистом и даже в 1920-24 годах единственным руководителем ("председателем совета народных назиров") Бухарской Народной Советской республики.


Ходжаева расстреляли в 1937-м, в 1965-м реабилитировали, и видимо тогда же был создан музей в его родном доме, после распада СССР подобно многим "ленинским" музеем сменивший профиль с революционного на обще-исторический: теперь это просто дом богатого бухарского купца. В прошлый приезд я случайно нашёл не музейный, но прекрасно сохранившийся особняк купца Гиёза Пушчи, затерянный где-то в закоулках, ну а здесь нам не повезло - хотя была середина рабочего дня, музей встретил запертыми воротами, а в ближайшем магазине мне пояснили, в чём дело - все ушли на хлопок, по осени в Узбекистане такая засада не редкость. Музей на заднем плане справа, а слева - какой-то очень пафосный ресторан.

Через дворы видно явно "николаевское" здание, к которому мы так и не нашли подходов - это мог быть как банк или торговый дом, так и больница или школа. И без Ходжаева и Фрунзе дни Бухарского эмирата были сочтены, накануне революции он на глазах превращался в Бухарскую область, и последний эмир, смирившись с неизбежным, уже строил себе дворец в Петербурге, но дни свои был вынужден закончить в Кабуле.
102 просмотра