Найти тему

“Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами”.


И на картине Рембрандта “Иеремия оплакивающий разрушение Иерусалима” (1630) сам пророк выглядит как метафора гибнущего города. Ведь, действительно как одиноко он сидит.

Рембрандт показывает катастрофу целого города через одного одиноко сидящего и размышляющего человека. Никаких, как это принято, убиваемых мужчин и порабощаемых женщин, заломанных рук и страдающих лиц.

Только грустный одинокий старик, выглядящий так, словно это сам город Бога размышляет о постигшем его крушении. Даже неизбежный пожар подожженного храма отсвечивает не заревом, а золотым небесным светом, в котором дым за спиной пророка проходит, словно уходящее величие гибнущего города.

“Услышали, что я стенаю, а утешителя у меня нет” восклицает Иеремия в конце своего плача о захваченном и разрушенном в 586 году царем Вавилона Навуходоносором II Иерусалиме.

А сегодня у восточных христиан вторник Страстной недели - день в который пришедший в Иерусалим через почти шесть веков Утешитель, отрекается от города, прощается с ним и предрекает ему повторение бедствий времен Иеремии и заканчивая свой плач о городе Бога словами “Се, оставляется вам дом ваш пуст”.

И через 30 с небольшим лет все повторится, римляне Тита возьмут Иерусалим и разрушат до последнего камня. И кто-нибудь снова вспомнит слова пророка:

“Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами”.

P.S. В сегодняшнем дне пересекаются друг с другом два моих подкаста “Главные города мира”, начинающийся как раз с противостояния Иерусалима и Вавилона” и “Новозаветный детектив”, где, правда, нам еще очень далеко до событий Страстной недели, но…

Уже завтра появится его вторая серия посвященная Благовещению, а вот в четверг я опубликую спецвыпуск “Тайминг Страстей Христовых”, где по часам можно будет проследить всё, что случилось в Иерусалиме 2000 лет назад в 14 день месяца ниссана.

Не пропустите.
"Новозаветный детектив: свидетельства одного убийства"
“Главные города мира. Три Рима, Два Иерусалима и один Вавилон на всех”
“Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами”.
1 минута