2792 подписчика
Тема:
Особое МНЕНИЕ
Юрий Александров, директор юридической компании «А. Лигал»:
«В данном деле суды первоначально указали, что взыскание с гарантирующего поставщика стоимости услуг по передаче электрической энергии в большем размере, чем гарантирующий поставщик может в соответствии с законом предъявить конечному потребителю, не соответствует требованиям закона.
Такое решение соответствовало сложившейся в РФ судебной практике по аналогичным спорам, например Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.2023 № Ф05-5558/2023 по делу № А41-68883/2021, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.05.2023 № Ф07-4638/2023 по делу № А21-9055/2022.
В определении ВС РФ от 12.03.2024 по делу А42-7015/2022 суд отменил принятые нижестоящими судебными инстанциями акты и изложил новую позицию по данному вопросу. Как указал суд, выпадающие (недополученные) доходы, обусловленные разницей между фактическим и нормативным объемом переданной в ветхие и аварийные дома электроэнергии, формируется у гарантирующего поставщика электроэнергии.
Эти потери должны учитываться регулирующим органом при установлении цен (тарифов) для гарантирующего поставщика электрической энергии при условии их выявления на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности.
То есть ВС РФ фактически сделал вывод о том, что расходы в виде разницы между нормативной и фактической ценой в данной ситуации должны быть отнесены на гарантирующего поставщика, поскольку в конечном итоге для него такие расходы должны быть компенсированы государством в виде изменения размера тарифа на электроэнергию. Для сетевой организации такой возможности нет, поэтому она не может нести неблагоприятные последствия в виде такой разницы.
Данный подход ВС РФ представляется обоснованным с теоретической точки зрения, поскольку в гражданском праве действует принцип эквивалентно-возмездности отношений и недопустимости неосновательного обогащения, который на практике означает, что ни одно лицо не должно обогащаться за счет другого без наличия на то экономических оснований и (или) необоснованно нести какие-либо обязанности.
Представленный ВС РФ подход в полной мере соответствует указанному принципу, поскольку возлагает конечные расходы гарантирующему поставщику, которому в свою очередь такие расходы компенсируются государством в виде предоставления специальных тарифов».
2 минуты
11 мая 2024