Вдоль Ардона на юг ведут три дороги, разнесённые не в пространстве, а во времени. Тракт Шахнад, уцелевшие таможенные ворота на котором я показывал в прошлой части, существовал испокон веков. Военно-Осетинская дорога через Мамисонский перевал пролегла в 1856-97 годах от Владикавказа до Кутаиси, а Транскавказская магистраль (Транскам) - в 1971-86 через Рокский тоннель от Алагира до Гори. Первые полсотни километров от начала гор они вполне совпадают, а обилием тоннелей и масштабом выемок Транскам даже напоминает слегка горные трассы Турции. Ну, точнее нет - всё-таки не дотягивает, но те хайвеи в горах и строились уже в 21 веке. А вот с дорогами в горах Ирана примерно той эпохи - сравним вполне. Словом, для скупого на автодорожные стройки СССР это было их новое поколение:


А высоко над ущельем висит неимоверно скалистая гора Кариухох (3439м), этакая старшая сестра Столовой горы Владикавказа, и утёсы её то сияют на закате ярким пламенем, то прокалывают облака.

В Осетии как-то сложилось, что названия ущелий и текущих по ним рек почти нигде не совпадают: вдоль Фиагдона тянется Куртатинское ущелье, вдоль Гизельдона - Тагаурское, вдоль Уруха - Дигорское, ну а на река Ардон - Алагирское ущелье. Точнее, Уаллаг Ир - Верхняя Осетия, и во все времена именно здесь был её центр - вплоть до того, что большинство руководителей республики были хотя бы во втором поколении выходцы с Алагира.

Само название Ардон так и соблазняет заподозрить тут Арийскую реку: дон (отсюда и Дунай, и Дон, и Днепр с Днестром) означает "вода", а названиями на ар-, ир-, ер- или хотя бы ал- Кавказ по обе стороны просто изобилует. Да и расселились по всей Евразии индоевропейские народы именно потому, что первыми обзавелись колесом - опять же где-то в предгорьях Кавказа. Ну а осетины, последняя прямая родня тех кочевников, что знаем мы теперь как саков, скифов, сарматов или аланов, если не происходили с Ардон-реки, то берега её обжили в незапамятную эпоху. Именно с Алагира шла аланская экспансия по горам: лежащая выше Двалетия (Туалгом) стала осетинской через ассимиляцию и аланизацию древних то ли нахских, то ли сванских, то ли черкесских, то ли совсем уж забытых племён, а соседние Куртатия, Тагаурия, а может и Дигория - через переселение и захваты.

Причём, думается, многих вела прочь жажда власти: Алагир всегда оставался "демократическим" обществом, где не сложилось ничего подобного тагаурских алдарам (князьям) или дигорским баделятам (клану господ, выросшему в сословие). Тех уазданов (знать), кто поднимался над прочими, тут называли просто стыр-мыггаг ("большие фамилии"), всегда имевшие риск измельчать - положение их определялось не по статусу, а по факту.

Сохранили алагирцы и древнюю арийскую тройственность, запечатлённую в осетинском эпосе сложными отношениями трёх нартских родов, а в жизни - кастовой системой Индии. Алагирские вайшьи или (по нартиаде) Бората - клан Сидамонта, живший в низовьях ущелья и державший, например, уже знакомую нам таможню. Местные кшатрии или Ахсартагката - клан Царазонта, в самом названии которого не случайно слышится слово "царь", - занимали верхнюю часть ущелья на пороге Двалетии. Ну а здешние брамины или Алагата - это клан Кусагонта, который всегда был над схваткой - в самом прямом смысле слова... От заречного селения Нижний Унал глухая грунтовка взбирается в Унальскую котловину и Урсдонское ущелье под склонами Кариухоха, также известные как Долина Солнца. Там стоят кау (аулы) Цамад, Дагом, Донисар и Урсдон, фактически слагавшие столицу средневековой Осетии. Именно там по крайней мере собирался Мадизад - самый авторитетный ныхас (вече) и тархон (суд), этакая высшая инстанция, которой были обязаны подчиняться ныхасы всех горных обществ. Судя по чужим фото, на Урсдоне и теперь красивый и суровый край, но я счёл, что времени мало, а ничего принципиального нового мы там не увидим. Так что бросив взгляд на одинокую башню Цаллаговых (она же на кадре ниже) в Нижнем Унале, гоним дальше вдоль Ардона.
145 просмотров