Найти в Дзене

Арлезианка. Мадам Жину.


Мадам Жину была хозяйкой «Кафе-де-ла-Гар», что на площади Ламартин в Арле. Кафе располагалось в привокзальной гостинице, в которой поселился Ван Гог, сбежавший из Парижа на юг в поисках ярких красок. Здесь он прожил несколько месяцев прежде, чем переехать в Жёлтый дом. Сейчас бы это кафе назвали привокзальной забегаловкой.

Это было то самое место, где Винсент проводил свободное от творчества время, накачиваясь абсентом и набираясь впечатлений. Именно оно изображено на известной картине Ван Гога "Ночное кафе". Как-то художник сказал о нём, что здесь можно совершить самоубийство, преступление или сойти с ума.

Первое время отношения Ван Гога с месье и мадам Жину были довольно прохладными. Но все изменил приезд Гогена, обаяние которого растопило лёд. Гоген отличался гораздо большей свободой в общении, нежели Винсент, ему удалось очаровать мадам Жину, которой тогда было примерно 40 лет. Благодаря ухаживаниям Гогена она согласилась позировать приятелям.

Художники уговорили мадам Жину присесть за их столик. Сначала она не хотела позировать, но Гоген убеждал: "Мадам Жину, мадам Жину, ваш портрет поместят в Лувре, в Париже". Он немного промахнулся: рисунок сейчас обитает в Музее де Янга, Сан-Франциско, что, в общем-то, тоже неплохо.

Примерно за час Гоген выполнил набросок углем, так как предпочитал писать по памяти и наброскам, а не с натуры. Ван Гог же, в периоды вдохновения умевший работать молниеносно, за то же время умудрился написать полномасштабную картину, как он позже писал своему брату Тео «сбитую за один час».

Кстати, обе картины с изображением «Кафе-де-ла-Гар», были куплены Иваном Морозовым для своей коллекции. Когда к Ивану Абрамовичу в гости прибыл его любимый художник Морис Дени, он особенно отметил два арлезианских кафе: "Одно Гогена, с арлезианкой, бутылкой, дымом", другое — Ван Гога, "Ослепительное и всё неправильное, но такое пережитое, такое прочувствованное, что "Кафе" Гогена кажется академическим".

Гоген, наверное, кинул бы в него этой самой бутылкой, если бы узнал, что его назвали академическим. В письме Эмилю Бернару он упоминал: «Я написал ночное кафе, которое страшно нравится Винсенту, гораздо меньше - мне... В верхней части — красные обои; три проститутки: у одной голова в папильотках, другая — со спины, в зеленой шали, третья в ярко-красной шали; слева — уснувший Бишар. Мраморный столик. Всю картину пересекает полоса голубого поперечного дыма... В сущности, это не мое. Местная слегка вульгарная атмосфера мне не соответствует. Подобное у других мне нравится, но сам я всегда сомневался, стоит ли такое изображать».

"Кафе в Арле" Гогена можно посмотреть в Пушкинском музее. А вот картина "Ночное кафе" Ван Гога была выкуплена американцем Стивеном Кларком после национализации коллекции Морозова. Сделка, которая включала помимо Ван Гога ещё по шедевру Сезанна, Ренуара и Дега, была заключена до официального установления дипломатических отношений с США во избежание исков бывших владельцев и их наследников.

Что касается "Арлезианки", известно, что Ван Гог написал пять вариантов портрета мадам Жину с одинаковым названием. Один предназначался Гогену, другой – Тео, третий он оставил себе, а четвёртый, ныне утраченный, передал самой мадам Жину. Адресат пятой версии неизвестен.

Первая версия Ван Гога, на которой мадам Жину изображена с перчатками и зонтиком, находится в Музее Д’Орсе в Париже, она была написана на мешковине. Вторую версию, находящуюся сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Ван Гог нарисовал на загрунтованном холсте, при этом перчатки и зонтик были заменены тремя книгами. Остальные версии находятся в музеях Бразилии, Италии и Нидерландов.

Скорее всего версия с книгами предназначалась Гогену в знак уважения. Поль был в восторге от портрета, написав: «Я видел полотно мадам Жину. Очень хорошо и очень любопытно, мне нравится больше, чем мой рисунок...».

В галерее:

1. Ван Гог. Арлезианка. Мадам Жину с книгами
2. Поль Гоген. Кафе в Арле
3. Ван Гог. Ночное кафе
3 минуты