236 подписчиков
“Классовая борьба” против “Таитянских пасторалей”.
Итак, к 1926 году коллекции Щукина и Морозова объединили в Музей новой западной живописи в бывшем особняке Морозовых. Музею был выделен весь второй этаж, но картин оказалось намного больше, чем могли вместить просторные залы: к тремстам морозовским добавилось почти столько же щукинских. Среди них находилось 19 работ Клода Моне, 11 — Ренуара, 29 — Гогена, 26 — Сезанна, 10 — Ван Гога, 9 — Дега; 14 — Боннара, 22 — Дерена, 53 — Матисса и 54 — Пикассо.
Многие картины пришлось поместить в запасник, вопрос с помещениями обещали решить позже, но это и не понадобилось, поскольку к «уничтожению» едва открывшегося музея приступили сразу же. Первый же осмотр рабочей бригадой Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР постановил: высчитать в процентах «беспредметные и непонятные для массового зрителя сюжетные картины», «понятные, но не отражающие общественных проблем» натюрморты и пейзажи без людей, а также картины с людьми «без очевидной классовой принадлежности».
«Посвященных по тематике рабочему классу» картин удалось насчитать всего девять, что составило лишь 2% от общего числа произведений Музея. Вопрос следует ли сохранить музей «для гурманов и эстетов» и «возможно ли его изменить» рабочая бригада до поры до времени оставила открытым.
Музей как таковой пока был сохранен, но коллекции сокращались. “В порядке обмена” картины из собрания Щукина и Морозова передавали другим музеям. Полотна французских импрессионистов были не нужны - в залах разворачивали выставки «Классовая борьба» или «Женщина в буржуазном и пролетарском искусстве», методично изымая из экспозиции буржуазное искусство.
В то же время власти активно прощупывали почву на предмет продажи новой западной живописи. «Имею клиента весьма заинтересованного “Мадам Сезанн” “Ночное Кафе” Ван Гога “Горничной” Ренуара “Зеленой Певицей” Дега. Можете ли назвать привлекательную цену за четыре в долларах?». Перечисленные в телеграмме картины из Музея купил американец Стивен Кларк за 260 тысяч долларов. Продали бы и больше, было приготовлено 36 картин, но боялись исков со стороны бывших собственников, да и в западную печать просочились сведения о продажах Советами собственного культурного достояния.
Неминуемую ликвидацию музея отсрочила Великая Отечественная война. Все музейные коллекции были эвакуированы, а по возвращении в Москву долго оставались в ящиках не распакованными. В 1948-м началась борьба против «космополитизма» и всех проявлений формализма, в том числе живописи импрессионизма. 6 марта 1948 года Музей нового западного искусства был ликвидирован как «рассадник формалистических взглядов и низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой эпохи империализма», нанесший «большой вред развитию русского и советского искусства». В 10-дневный срок «наиболее ценные произведения» следовало распределить между ГМИИ и Эрмитажем, остальное «распылить» по провинции, а наиболее «рискованные вещи» и вовсе уничтожить.
Тут сыграл свою историческую роль директор Эрмитажа востоковед Иосиф Абгарович Орбели. Точнее его жена, Антонина Николаевна Изергина, отправившая мужа в Москву со словами: «Бери всё, что сможешь взять». Легенда гласит, что Орбели и скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров, в ту пору директор ГМИИ, расположившись в Белом зале музея на Волхонке, делили музей по принципу: «тебе — мне». Орбели брал всё, от чего отказывались москвичи: огромные матиссовские панно, кубистического Пикассо, ансамбль Мориса Дени, забитый все годы существования Музея щитами.
Итак, полотна распределили между Эрмитажем и Пушкинским музеем. Картины просто передали, заперли в хранилищах и никому не показывали. Они оказались под полным цензурным запретом и долгое время не были доступны публике.
Про них вспомнили во время хрущевской оттепели. В 1955 году в Москве, а затем в 1956 в Ленинграде, состоялись большие выставки французской живописи, благодаря которым часть картин оказалась в постоянной экспозиции.
Продолжение в комментарии, дочитайте обязательно, это еще не конец истории.
Начало здесь:
Сергей Щукин
Иван Морозов
3 минуты
24 апреля 2024