98 подписчиков
#Агрыз — небольшой (19 тысяч жителей) городок на северо-востоке республики Татарстан. Это — самый отдалённый от Казани город республики, а сам Агрызский район от остальной территории Татарстана изолирован рекой Камой. По всей его сухопутной границе — только Удмуртия, а до Ижевска отсюда — 40 минут езды (при том, что до Казани — четыре с половиной).
С самого 1913-го года, когда через татарский аул Эгэрже прошла железнодорожная ветка Казань-Екатеринбург, эти места — плоть от плоти железная дорога . Она здесь — исторически альфа и омега всего сущего. Об этом в обязательном порядке напомнит бюст-памятник Н.К. фон Мекку, одному из богатейших меценатов дореволюционной России, строившему железные дороги по всей стране. Памятник не уникальный — схожий есть в Ярославле.
В период Гражданской войны местные железнодорожники, подняв восстание против белого гарнизона на станции, очень здорово помогли наступающим частям командира Азина (один из главных латышей-героев Гражданки). В советское время через Агрыз прошли ветка на Ижевск и на Набережные Челны, так что статус стратегически важной узловой станции только упрочился. Впрочем, пассажирский компонент этой станции выглядел при этом не сильно впечатляюще (фото 2).
Поэтому в 2003-м году старая типовая "коробочка" 1965-го года постройки была снесена. Большое вокзальное здание здесь давно напрашивалось — жители многих соседних городов вплоть до Ижевска часто используют Агрыз, чтобы уехать в сторону Москвы — из самого Ижевска исторически дорогие билеты что на самолёт, что на поезд. Однако то, что его начали строить именно в ранние 2000-е — ключевой фактор, определивший его нынешний облик.
Есть такой архитектурный стиль, как капиталистический романтизм, он же — капром. Его также можно назвать постмодернизмом, поскольку в хронологии развития отечественной арзитектуры он как раз идёт за советским модернизмом и является первым направлением в архитектуре, порожденным независимой Россией.
Суть капиталистического романтизма в невероятной самоуверенности. Капромантическая архитектура пытается объединить чуть ли не все архитектурные стили прошлого, параллельно романтично оглядываясь на стекянные небоскрёбы Запада и его кажущуюся эклектику. Москвичам капром знаком по лужковской архитектуре, северянам — по новой застройке нефтеносных Нового Уренгоя и Сургута. Собственно, татарский капром тоже, вероятно, стал возможен благодаря сверхдоходам от "чёрного золота".
Итак, новый вокзал Агрыза огромен. С точки зрения архитектуры он явно отсылает к послевоенному сталинскому вокзалу (1950) в столице соседней национальной республики — собственно, Ижевске. Сравните фото 5 и фото 6.
С точки зрения стиля — как это часто бывает с капиталистическим романтизмом, тут намешано немало всего, хотя взгляд больше всего цепляется за отсылки к модерну.
Форма окон и обрамляющих из акцентов явно отсылает к 1870-м — 1910-м годам — в схожем стиле оформляли экстерьер фабрик, вокзалов и даже общественных зданий. Вместе с тем, формы вокзала скор
2 минуты
23 апреля